Организация внеурочной деятельности по математике в системе ДО
Автор: Митина Любовь Валентиновна, учитель математики ОГБОУ «ЦОДТ»Cтатья на педагогическую тематику для учителей, работающих с детьми с ОВЗ с помощью дистанционных технологий
Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Под внеурочной деятельностью по математике понимается работа с учащимися, направленная на пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике и ее приложениям, осуществляемая под руководством преподавателя вне урока. Разнообразная по своему содержанию внеурочная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей детей, их самореализации, которые не всегда проявляются на уроке, а значит направлена на решение следующих задач:
- расширение и углубление знаний по программному материалу;
- воспитание культуры математического мышления;
- развитие умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- формирование навыков исследовательской работы;
- повышение уровня представлений учащихся о практическом значении математики;
- организация свободного времени.
Формы организации внеурочной деятельности по математике, которые мы используем с учащимися нашей школы, - кружки, олимпиады, конкурсы и викторины, интерактивные игры, школьная математическая газета, рефераты и сочинения.
Внеурочные занятия в нашей школе, так же как и уроки, проводятся с помощью дистанционных технологий, а именно, как правило, это:
- аудио и видеоконференции программы Skype;
- различные приложения Google, используемые через сайт школы (электронная почта, виртуальные тетрадь и доска, Google -календарь, конференции - Google +);
- школьный сайт, имеющий не только образовательную среду, но и интранет.
Данные технологии обеспечивают:
- доставку текста викторин, конкурсов ребятам;
- интерактивное взаимодействие учащихся и учителей;
- возможность самостоятельной работы по поиску материала для ответов на задания.
Два раза в год проводятся декады математики. Содержание работы соответствует методической теме школы «Повышение качества работы в информационной образовательной среде». Основная задача предметной декады – привлечь и заинтересовать каждого ученика. На методобъединении составляем план мероприятий, активно работаем над вопросом полноценного и качественного проведения занятий. Задания рассылаем учащимся, при этом учитывая их математическую подготовку. Ребята не только участвуют в различных конкурсах, но и сами составляют математические викторины, кроссворды, рисунки, выполненные геометрическими фигурами, составляют презентации на темы: «Математика в быту», «Математика и спорт», «Математика в профессии моих родителей», «Математики шутят», сочиняют математические сказки, оформляют рефераты, например такие, как «Знаменитые математики», «Математические софизмы». Каждый должен найти себе дело по силам и интересам.
Разрабатывая материалы для внеурочных занятий и участвуя в них, наши ученики расширяют свои представления о практическом значении математики; узнают новые сведения из её истории, открывают для себя интересные факты. Кроссворды и викторины, которые они составляют сами, материалы, выходящие за рамки школьной программы, развивают смекалку, расширяют кругозор, умение логически (структурно) осмысливать текст, отбирать качественную информацию в сети, а также совершенствовать умение читать с пониманием, выделять, запоминать и акцентировать свое внимание на основной мысли, выраженной в тексте, творчески перерабатывать информацию.
Таким образом, мы стараемся сформировать не только определенный запас знаний, но и вырабатывать умение добывать эти знания, развивать стремление и способности к самостоятельному их приобретению.
Ребята общаются по внутри школьной социальной сети, пользуются школьным сайтом, электронной почтой, поисковыми системами, учатся использовать ресурсы сети Интернет как источник информации, владеть телекоммуникационным этикетом: употреблять специфические для сети Интернет символы общения - "смайлики" (знаки эмоций), шрифты, цвета для передачи "живой" речи на экране; правильно и красиво оформлять работы.
В процессе внеурочной дистанционной работы мы получаем возможность для сотрудничества с нашими учениками, для общения, не связанного рамками программы и не ограниченного временем урока, ребята же получают возможность познакомиться с другой математикой: более интересной и живой. Материал для мероприятий, в большинстве своём, отбирается занимательного и исторического характера.
Использование компьютерных технологий во внеурочной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов, примером могут служить интерактивные игры. Интерактивная игра имеет следующие правила. Учащимся предоставляется вопрос и несколько вариантов ответа на него. Они нажимают мышкой на вариант. Если он правильный, презентация перейдёт на следующий слайд, если нет, то учащемуся показывается правильный ответ, и он самостоятельно нажимает на переход к следующему вопросу. Ребята знакомятся с основами создания интерактивной дидактической игры в PowerPoint, получают практические навыки по созданию и применению триггеров.
«Электронная математическая газета» - тема еще одного проекта методического объединения.
Выбор этой темы не случаен. Проектный продукт: электронная газета «Игры Разума». Наша газета периодически выпускается и размещается на школьном сайте. В ней рассказывается о значении математики в современном мире и областях её применения; об исторических основах возникновения математики как науки; об ученых-математиках; интересных фактах в математике; о многом привычном и многом необычном. Каждый номер газеты красочен и хорошо иллюстрирован. Корреспондентами и авторами статей вместе с учителями являются и учащиеся школы, что позволяет расширить их представления о практическом значении математики. Эти публикации учителя совместно с учениками обсуждают на внеурочных мероприятиях и частично на уроках.
Своеобразным итогом проделанной работы является проведение школьной олимпиады. Это соревнование, которое стимулирует развитие математического мышления, интерес к математике, настойчивость - желание не отстать от тех учащихся, которые успешно справляются с олимпиадным заданием. Учитывая, что ребята делают работу дома, где они могут получить помощь своих близких, воспользоваться Интернетом, задания к олимпиадам подбираются более сложные, чем если бы они выполнялись в классе в присутствии преподавателей. Участие именно в олимпиаде и подготовка к ней побуждают учащихся к самостоятельной работе, вырабатывают умение работать с дополнительным материалом, а это ведет к повышению учебной мотивации.
Работа по внеурочной деятельности, проводимая в нашей школе позволяет:
• совершенствовать навыки овладения мультимедийной техникой;
• развивать творческое самостоятельное мышление учеников;
• формировать у учащихся умения и навыки самостоятельного поиска, анализа и оценки информации;
• расширять эффективное информационное взаимодействие учителей, школьников и родителей;
• индивидуализировать процесс обучения;
развивать способности свободного культурного общения учеников;
• организовать содержательный досуг детей.
1. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - N 3. - С. 85-92.
2. Васильев В. Дистанционное обучение: деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004. - N 2. - С. 6-7.
3. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: кн. для учителя / В. Д. Степанов. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
Полный вариант стать во вложении (docx, 1 MB)
Скачать вложение