РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Речные рыбы

Автор: Тинякова Татьяна Федоровна, учитель биологии, ОГБОУ "Школа № 23" г. Рязани

Конспект урока биологии для обучающихся с нарушением интеллекта, 8 класс.

В настоящее время в специальном (коррекционном) образовании происходят значительные изменения, связанные с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, продуктивной адаптации в нем. В специальной педагогике ведутся поиски инновационных педагогических технологий для работы с обучающимися с нарушением интеллекта. Новые тенденции развития специального образования – внедрение новых подходов, форм и технологий коррекционно-педагогической помощи данной категории обучающихся. Формирование естествоведческих компетенций у обучающихся с нарушением интеллекта представляется наиболее актуальным, так как это закладывает у них основы миропонимания. Естествоведческие компетенции школьников рассматриваются как определенный уровень формирования интегральных способностей учащихся вступать во взаимодействие с окружающим миром, природой, социумом.

Материал урока по биологии в 8 классе построен в соответствии с ФГОС УО и ФАООП, разработан для обучающихся с нарушением интеллекта.

Урок на тему «Речные рыбы» соответствует содержанию программы по курсу «Биология» и включает базовые биологические представления и понятия, направлен на овладение ключевыми предметными компетенциями, коррекцию и развитие памяти, мышления, воображения, наблюдательности и речи учащихся, выявление причинно-следственных отношений и взаимосвязи живых организмов (речных рыб) между собой и со средой обитания; определение взаимосвязей человека с живой природой, что представляет его новизну.

В основе урока лежит диалоговая форма общения как наиболее эффективная, так как диалог выступает в качестве психологического фактора, с помощью которого можно помочь обучающемуся с нарушением интеллекта поверить в свои силы, снять страх перед самостоятельным овладением материала. В рамках урока заложено широкое использование, с учетом возраста и особенностей учащихся, иллюстративного материала, сравнений, примеров, что усиливает экспрессивный характер учебника и тетради на печатной основе, способствует побуждению к речевой коммуникации, а также к самостоятельному высказыванию.

Этому же способствуют занимательность и увлекательность изложения с опорой на ИКТ, которые повышают активность учащихся.

Данный урок носит также экологическую направленность. В ходе урока ученики затрагивают изучение экологических аспектов и решение экологических задач, что способствует развитию экологической культуры учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Класс: 8

Тема: Речные рыбы

Цель: Познакомить обучающихся с особенностями речных рыб на примере щуки и окуня.

Задачи:

1. Формировать знания обучающихся об особенностях внешнего строения речных рыб, образа их жизни.

2. Учить отличать речного окуня и щуку от других речных рыб.

3. Развивать внимание, умение наблюдать и сравнивать.

4. Развивать связную устную речь.

5. Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе.

Планируемые предметные результаты:

- Представления о рыбах как позвоночных животных.

- Установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (форма тела, чешуя, окрас) и образом жизни окуня и щуки.

- Знание названий, элементарных функций и расположения основных органов окуня и щуки.

- Осознание основных взаимосвязей между природой и человеком (значение рыбного промысла в жизни человека; использование рыбы человеком).

Планируемые личностные результаты:

- Осознание необходимости охраны природы.

- Установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и сохранением многообразия мира рыб.

- Формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию окружающей природы).

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях (в классе).

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, магнитные фигуры рыб, опорные карточки для составления рассказа о рыбах, карточки с названиями и изображениями стадий размножения рыб, карточки с изображениями рыб, разрезной плакат «Береги подводный мир».

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Какое сегодня число?

- Верно, сегодня 1 ноября. Какое время года подходит к завершению в этом месяце? Какой праздник мы будем отмечать в ближайшие дни?

- Верно «День народного единства». И я желаю всем сегодня на уроке работать в единстве, дружно и получить хорошие оценки.

2. Актуализация опорных знаний.

А) - Ребята, отгадайте загадку:

У родителей и деток вся одежда из монеток.    (рыбы).

- Верно, это рыбы и мы продолжим с вами изучение рыб, но сначала вспомним, что мы о них уже знаем. Я предлагаю вам с опорой на картинки на доске рассказать, что вы уже знаете о рыбах (обучающиеся по цепочке с опорой на карточки на доске рассказывают о внешнем и внутреннем строении рыб).

Б) Проверка домашнего задания:

- Что мы изучали на прошлом уроке?

- Верно, размножение рыб. Я предлагаю вам вспомнить основные стадии размножения рыб и выполнить следующие задания.

(На доске прикреплены картинками стадий размножения рыб. Обучающимся нужно выбрать из списка названий нужную стадию и прикрепить под изображением – для более сильных детей; и расположить стадии развития рыб по порядку – для более слабых учеников).

3. Изучение нового материала.

А) Формулировка темы и цели урока.

- А теперь посмотрите на слайд, каких рыб вы на нем видите? (карп, щука, окунь, карась, сельдь)

- Какая рыба лишняя? Сельдь)

- Что объединяет остальных рыб? (живут в пресной воде)

- Как вы думаете о каких рыбах мы сегодня будем говорить? (о рыбах, живущих в пресной воде или речных рыбах)

- Верно, тема урока «Речные рыбы», запишите ее тему в ваши рабочие тетради (тема открывается на доске, обучающиеся записывают ее в тетрадь).

- Как вы думаете, что мы узнаем о речных рыбах? (место обитания, особенности строения, размножения, поведения)

Б) Рассказ учителя с опорой на презентацию.

4. Физ. минутка (гимнастика для глаз «Веселые рыбки»).

5. Закрепление изученного материала.

А) Работа с учебником и тетрадью.

- А сейчас откройте учебник на странице 54 и свои рабочие тетради. У вас в тетрадях представлены таблицы, читая текст учебника, будем ставить стрелочки в данных таблицах в соответствии с прочитанным.

- Итак, что мы узнали о речном окуне? Что мы узнали о щуке?

Б) Дидактическая игра «Отгадай-ка».

- А сейчас посмотрите на доску. На плакате вы видите только знаки вопросов. Если вы будете работать дружно и правильно выполните задание, то у нас появится какая-то большая картина.

(Обучающиеся отвечают на вопросы, дополняют предложения, отгадывают загадки, при этом карточка со знаком вопроса переворачивается и получается часть картины):

1. Сидят рыбаки

    Стерегут поплавки

    Рыбак Корней

    Поймал трех…(окуней)

2. Хвостом виляет

    Зубастая, а не лает (щука)

3. К речным рыбам относятся…..

4. Где живет окунь?

5. Где живет щука?

6. Окунь и щука охотятся на других рыб и животных, поэтому их называют…..

7. Как речной окунь и щука охотятся?

8. В какое время года окунь и щука выметывают икру?

- Итак, кого мы с вами видим на плакате? (щуку и окуня)

- Что написано на нем? («Берегите подводный мир»)

- Как вы понимаете это выражение?

- Как нужно охранять рыб?

В) Дидактическая игра «Рыбалка»

- А сейчас превратимся в рыбаков и пойдем ловить рыб. Но рыбалка непростая. Вам нужно будет поймать названную мной рыбу (речной окунь, щука, сом, карась, карп, ерш, осетр, угорь) (обучающиеся с помощью магнитной удочки ловят магнитных рыб, выбирая из множества только тех, которых называет педагог).

6. Домашнее задание.

- Откройте пожалуйста свои дневники, запишите домашнее задание: страницы 54-56, вопросы после текста учебника

7. Рефлексия урока:

- А сейчас посмотрите на экран, и по цепочке дополните предложения.

Сегодня на уроке я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

8. Итог и оценка деятельности обучающихся.

- Большое всем спасибо за работу на уроке! (выставляются оценки)

Литература:

1. Никишов, А.И. Биология. Животные. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ А.И.Никишов, А.В. Теремов. – М.: Просвещение, 2022 г. - 231 с.

2. Никишов, А.И. «Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2021г. - 63 с.

3. Шевырева, Т.В., Соломина, Е.Н. Биология. Методические рекомендации. 7–9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Т. В. Шевырёва, Е. Н. Соломина. – М. : Просвещение, 2020. – 153 с.

Материалы к занятию во вложении (zip, 3Mb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru