Здоровые зубы
Автор: Лешина Оксана Викторовна, воспитатель ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальными нарушениями среднего школьного возраста (5-9 классы).
Формирование основ здорового и безопасного образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательной организации. Согласно ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью в коррекционном образовательном учреждении предусматривается наличие программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая должна обеспечивать:
- формирование у обучающихся потребности заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни;
- развитие способности самостоятельно поддерживать собственное здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
- использование оптимальных двигательных режимов, учитывающих особенности здоровья обучающихся;
- формирование установок на здоровое питание;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью;
- формирование потребности обращаться к врачу по вопросам, связанным с состоянием здоровья.
Дети с нарушениями интеллектуального развития испытывают трудности в усвоении представлений о строении организма человека и овладении навыками личной гигиены, обусловленные органическими поражениями головного мозга, влекущими за собой нарушения развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи). Исследования А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца доказывают, что для детей с интеллектуальными нарушениями характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Дефекты познавательных процессов приводят к тому, что дети с нарушениями интеллекта получают неполные, искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Даже базовые, минимально необходимые, жизненно-практические навыки не формируются без целенаправленного педагогического воздействия. Между тем, в отечественной педагогике формированию гигиенических навыков традиционно уделялось внимание в валеологическом контексте, о чем свидетельствуют научные труды В.И. Молчанова, Г.Н. Сперанского, М.С. Маслова.
В работах современных коррекционных педагогов (Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, В.И. Селиверстов) формирование культурно – гигиенических навыков так же признается прежде всего основой укрепления здоровья ребёнка, а наряду с этим позволяет решать такую важную задачу, как воспитание культуры поведения, способствует успешной социализации и интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в общество. Исходя из особенностей психического и физического развития детей с интеллектуальными нарушениями, авторы определяют следующие трудности процесса формирования основ здорового образа жизни:
- недостаточное осмысление и усвоение биологической терминологии;
- затруднения в выделении причин, понимании скрытых процессов, происходящих в организме, и закономерностей системы научных знаний об организме человека;
- сложность переноса имеющегося опыта в реальную практическую ситуацию;
- трудность запоминания и сохранения учебной информации, неточность воспроизведения;
- отсутствие мотивационного компонента в выполнении какого-либо действия;
- потеря целостности и последовательности действий;
- низкое качество выполняемых действий.
Трудности в формировании элементарных гигиенических навыков вызывают у детей негативные поведенческие реакции, отказ от выполнения режимных процессов, неумение следить за внешним видом, снижение потенциальных возможностей, приводят к дезориентации в окружающем пространстве.
Обозначенной проблеме коррекционной педагогики посвящены работы Е.А. Стребелевой, Н.Ю. Боряковой, Е.А. Екжановой. Авторы полагают, что эффективным путем формирования основ здорового и безопасного образа жизни у детей с нарушениями интеллекта является организованная и направляемая педагогами деятельность, формирующая способность понимать свой организм, обеспечивающая усвоение способов рациональной организации режима дня, двигательной активности, правильного питания, правил личной гигиены. Особенности организации коррекционно-воспитательной работы в условиях школы-интерната позволяют включать элементы такой деятельности во все режимные процессы, при этом основной формой работы остаются коррекционно-развивающие занятия, выстроенные с учетом требований коррекционной педагогики:
- подача учебного материала малыми объемами;
- максимальная развернутость и расчлененность сложных понятий;
- постоянное повторение пройденного материала;
- опора на чувственный и практический опыт обучающихся;
- дифференцированное руководство действиями обучающихся.
Данное занятие относится к разделу «Здоровьесбережение» коррекционно-воспитательной программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, разработанной и реализуемой педагогами ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»». Программа предназначена для воспитанников младшего, среднего, старшего школьного возраста и рассчитана на весь период пребывания обучающихся в школе-интернате. Занятия по программе проводятся воспитателем во второй половине дня, 2-3 раза в неделю.
Цель: формирование представлений об уходе за зубами и полостью рта.
Задачи:
образовательные:
- уточнять представления о внешнем строении зуба;
- знакомить с внутренним строением зуба;
- закреплять представления о значении зубов;
- закреплять знания о правилах и способах ухода за зубами, предметах, необходимых для ухода за зубами и полостью рта;
- расширять представления о полезных и вредных продуктах;
- уточнять представления о профессии - врач стоматолог;
коррекционные:
- корригировать произвольное внимание (через работу с наглядными пособиями);
- корригировать мыслительную деятельность, направленную на установление логических и причинно-следственных связей (через проведение дидактического упражнения «Выбери предметы для ухода за зубами», беседы о полезных и вредных продуктах, практической работы с натуральными объектами);
- корригировать кратковременную память (через проведение дидактического упражнения «Вредные и полезные продукты);
- корригировать речь (через обогащение активного и пассивного словаря);
- корригировать общую, мелкую моторику (через проведение динамической паузы, игрового упражнения «Чистим зубки», физкультминутки);
воспитательные:
- воспитывать ответственное, бережное отношение к собственному здоровью;
- воспитывать уважительное отношение к труду врача стоматолога.
Полный вариант статьи с презентациями к занятию во вложении (zip, 2Mb)
Скачать вложение