РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Здоровые зубы

Автор: Лешина Оксана Викторовна, воспитатель ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальными нарушениями среднего школьного возраста (5-9 классы).

Формирование основ здорового и безопасного образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательной организации. Согласно ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью в коррекционном образовательном учреждении предусматривается наличие программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая должна обеспечивать:
- формирование у обучающихся потребности заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни;
- развитие способности самостоятельно поддерживать собственное здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
- использование оптимальных двигательных режимов, учитывающих особенности здоровья обучающихся;
- формирование установок на здоровое питание;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью;
- формирование потребности обращаться к врачу по вопросам, связанным с состоянием здоровья.
          Дети с нарушениями интеллектуального развития испытывают трудности в усвоении представлений о строении организма человека и овладении навыками личной гигиены, обусловленные органическими поражениями головного мозга, влекущими за собой нарушения развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи). Исследования А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца доказывают, что для детей с интеллектуальными нарушениями характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Дефекты познавательных процессов приводят к тому, что дети с нарушениями интеллекта получают неполные, искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Даже базовые, минимально необходимые, жизненно-практические навыки не формируются без целенаправленного педагогического воздействия. Между тем, в отечественной педагогике формированию гигиенических навыков традиционно уделялось внимание в валеологическом контексте, о чем свидетельствуют научные труды В.И. Молчанова, Г.Н. Сперанского, М.С. Маслова.
          В работах современных коррекционных педагогов (Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, В.И. Селиверстов) формирование культурно – гигиенических навыков так же признается прежде всего основой укрепления здоровья ребёнка, а наряду с этим позволяет решать такую важную задачу, как воспитание культуры поведения, способствует успешной социализации и интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в общество. Исходя из особенностей психического и физического развития детей с интеллектуальными нарушениями, авторы определяют следующие трудности процесса формирования основ здорового образа жизни:
- недостаточное осмысление и усвоение биологической терминологии;
- затруднения в выделении причин, понимании скрытых процессов, происходящих в организме, и закономерностей системы научных знаний об организме человека;
- сложность переноса имеющегося опыта в реальную практическую ситуацию;
- трудность запоминания и сохранения учебной информации, неточность воспроизведения;
- отсутствие мотивационного компонента в выполнении какого-либо действия;
- потеря целостности и последовательности действий;
- низкое качество выполняемых действий.  
          Трудности в формировании элементарных гигиенических навыков вызывают у детей негативные поведенческие реакции, отказ от выполнения режимных процессов, неумение следить за внешним видом, снижение потенциальных возможностей, приводят к дезориентации в окружающем пространстве.
          Обозначенной проблеме коррекционной педагогики посвящены работы Е.А. Стребелевой, Н.Ю. Боряковой, Е.А. Екжановой. Авторы полагают, что эффективным путем формирования основ здорового и безопасного образа жизни у детей с нарушениями интеллекта является организованная и направляемая педагогами деятельность, формирующая способность понимать свой организм, обеспечивающая усвоение способов рациональной организации режима дня, двигательной активности, правильного питания, правил личной гигиены. Особенности организации коррекционно-воспитательной работы в условиях школы-интерната позволяют включать элементы такой деятельности во все режимные процессы, при этом основной формой работы остаются коррекционно-развивающие занятия, выстроенные с учетом требований коррекционной педагогики:
- подача учебного материала малыми объемами;
- максимальная развернутость и расчлененность сложных понятий;
- постоянное повторение пройденного материала;
- опора на чувственный и практический опыт обучающихся;
- дифференцированное руководство действиями обучающихся.
          Данное занятие относится к разделу «Здоровьесбережение» коррекционно-воспитательной программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, разработанной и реализуемой педагогами ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»». Программа предназначена для воспитанников младшего, среднего, старшего школьного возраста и рассчитана на весь период пребывания обучающихся в школе-интернате. Занятия по программе проводятся воспитателем во второй половине дня, 2-3 раза в неделю.
Цель: формирование представлений об уходе за зубами и полостью рта.
Задачи:
образовательные:
- уточнять представления о внешнем строении зуба;
- знакомить с внутренним строением зуба;
- закреплять представления о значении зубов;
- закреплять знания о правилах и способах ухода за зубами, предметах, необходимых для ухода за зубами и полостью рта;
- расширять представления о полезных и вредных продуктах;
-  уточнять представления о профессии - врач стоматолог;
коррекционные:
- корригировать произвольное внимание (через работу с наглядными пособиями);
- корригировать мыслительную деятельность, направленную на установление логических и причинно-следственных связей (через проведение дидактического упражнения «Выбери предметы для ухода за зубами», беседы о полезных и вредных продуктах, практической работы с натуральными объектами);
- корригировать кратковременную память (через проведение дидактического упражнения «Вредные и полезные продукты);
- корригировать речь (через обогащение активного и пассивного словаря);
- корригировать общую, мелкую моторику (через проведение динамической паузы, игрового упражнения «Чистим зубки», физкультминутки);
воспитательные:
- воспитывать ответственное, бережное отношение к собственному здоровью;
- воспитывать уважительное отношение к труду врача стоматолога.

Полный вариант статьи с презентациями к занятию во вложении (zip, 2Mb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru