Духовно-нравственное образование на уроках литературы
Автор: Автор: Девятова Галина Николаевна, старший преподаватель кафедры ДиНО ОГБУ ДПО "РИРО"Обобщение опыта учителя МАОУ «Лицей № 4» Орловой Елены Викторовны.
Духовно-нравственное образование направлено на приобщение детей к традиционным духовным и нравственным ценностям, на их воспитание на основе исторических и культурных традиций русского и других народов России, российского общества, формирование сознательных и ответственных граждан Российской Федерации.
Орлова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 4» г. Рязани, Почетный работник общего образования Российской Федерации, уже несколько лет успешно реализует духовно-нравственный компонент образования. Ее опыт представляет особый интерес в связи с введением в основной школе новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В соответствии с письмом Минобрнауки России от 25 мая 2015 г. № 08-761 об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. Образовательные организации за счет части основных образовательных программ, формируемой участниками образовательного процесса, а также внеурочной деятельности, могут осуществлять подобную деятельность. Предметная область ОДНКНР может быть реализована как через включение в рабочие программы учебных предметов тематики, содержащей вопросы духовно-нравственного воспитания, так и через внеурочную деятельность. Именно таким примером и является работа по реализации духовно-нравственного компонента образования учителя высшей категории Орловой Елены Викторовны.
По мнению Елены Викторовны, понимание русской классической литературы невозможно без знакомства с основными постулатами православия: «Литературное произведение живёт во времени: в прошлом – его истоки, в будущем – традиции. Нам, современникам, трудно увидеть авторскую позицию писателей Древней Руси, да и большинства отечественных художников слова нового времени без понимания истоков их мировосприятия. А в основе этого мировосприятия лежало православие. Потому считаю необходимым уже в среднем звене познакомить лицеистов с текстом Евангелия – и станет понятнее Пушкин, новыми гранями откроются произведения Гоголя, даже факты его биографии, по-другому увидится Толстой, в старших классах легче будут восприниматься романы Достоевского и Булгакова, глубже можно будет понять стихотворения нашего великого земляка Сергея Есенина».
Перед изучением произведений древнерусской литературы в 7 классе Е.В. Орлова читает с учащимися Евангелие от Марка. Свой выбор Елена Викторовна объясняет тем, что из четырёх евангельских повествований оно самое краткое и простое по изложению. Это разговор с людьми, ещё мало осведомлёнными в христианском учении, и, по мнению педагога, доступное душе ребёнка повествование о Христе.
Орловой Еленой Викторовной разработано пособие «Евангелие – книга радости и спасения», адресованное учащимся 6-8 классов средней школы, а также электронное приложение к нему. В предисловии можно прочесть: «Несмотря на разницу во времени и нравах, люди из Евангелия не так уж и отличаются от нас. У них были похожие проблемы, у них были похожие на наши духовные запросы и потребности… Что же нового может возвестить нам Евангелие? Может быть, Евангелие поможет нам прежде всего по-новому взглянуть на самих себя и на то, как нам следует относиться друг к другу? Евангелие поможет лучше понять русскую литературу. Ведь мировоззрение отечественных художников слова строится на следовании христианским заповедям».
В пособии параллельно с полным текстом Евангелия от Марка представлены комментарии, основанные на Толковой Библии, в которых разъясняется, на фоне каких исторических событий происходят действия, географическое положение мест, традиции того времени. Где находятся «Геннисаретская земля», Десятиградье, Вифсаида, река Иордан? «Отрясти прах со своих ног – восточный обычай, означавший полный разрыв с этим домом». Объясняется духовный смысл сложных для понимания мест повествования. К примеру: «За конкретным, понятным каждому сюжету притчи скрывается глубокий смысл. Это урок для всех людей, только постичь его дано немногим». Ссылки объясняют смысл незнакомых слов. Кто такой пророк? Что значит «глас вопиющего в пустыне»? Такие комментарии помогают учащимся лучше понять Евангельское повествование как в историческом контексте, так и в духовной проекции.
Полный вариант статьи во вложении (doc, 118KB)
Скачать вложение