В мире Есенина
Автор: Николаева Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 62», г. РязаньНастольно-печатная дидактическая игра по литературе
Аннотация
В данной статье представлена разработка настольно-печатной дидактической игры по литературе «В мире Есенина». Игра может проводиться на уроках литературы, во время занятий внеурочной деятельностью и дополнительного образования, а также для организации досуга.
В школе обучение становится ведущей деятельностью. Однако игра необходима школьникам для более лёгкого усвоения сложного материала, она также является средством воспитания подрастающего поколения. Использование настольных игр способствует повышению познавательной активности учащихся, делает процесс обучения наглядным, расширяет кругозор и знания по учебному предмету, развивает навыки работы в команде. Участниками игры могут быть также взрослые. Это помогает расширить их кругозор, способствует духовной и эмоциональной близости с детьми.
Целевая аудитория
Игра предназначена для обучающихся старше 12 лет.
Цель игры
Формирование и закрепление у обучающихся знаний о жизни и творчестве С. А. Есенина; развитие личностных качеств обучающихся, способствующих их успешности в учебной и творческой деятельности.
Задачи
Обучающие:
- способствовать формированию, систематизации и закреплению знаний обучающихся о жизни и творчестве С.А. Есенина.
Развивающие:
- создавать условия для развития восприятия, памяти;
- создавать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, делать умозаключения;
- формировать умение решать практические задачи, соответствующие правилам игры;
- способствовать формированию навыка выбора правильного ответа;
- научить применять игровые способы для познания действительности;
- развивать речевые способности обучающихся;
- развивать умение взаимодействовать в группе.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к жизни и творчеству С.А. Есенина;
- воспитывать интерес к родному языку, родному краю;
- воспитывать ценностное отношения к слову;
- формировать творчески активную личность;
- способствовать воспитанию чувства взаимоуважения друг к другу, взаимопомощи.
Планируемые результаты проведения игры – создание условий для достижения следующих образовательных результатов:
Личностных:
- проявлению интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений С.А. Есенина;
- ценностному отношению к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважению к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, обращая внимание на их воплощение в литературе;
- восприимчивости к разным видам искусства, традициям и творчеству своего народа, пониманию эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознанию важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- способности адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умению принимать себя и других, не осуждая; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированности навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека;
- овладению языковой и читательской культурой как средством познания мира, овладению основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики литературного образования,
- освоению обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группе;
- потребности во взаимодействии в условиях неопределённости, открытости опыту и знаниям других, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умению учиться у других людей, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей; способности осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, корректировать принимаемые решения и действия; уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметных:
Познавательных универсальных учебных действий:
1) Базовых логических действий:
- выявлять закономерности и противоречия с учётом игровой задачи;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.
2) Базовых исследовательских действий:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
- аргументировать своё мнение.
3) Работы с информацией:
- выбирать, анализировать, систематизировать информацию;
- эффективно запоминать полученную информацию.
Коммуникативных универсальных учебных действий:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, смягчать конфликты, вести переговоры.
Регулятивных универсальных учебных действий:
1) Самоорганизации:
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно аргументировать предлагаемые варианты решений;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроля, эмоционального интеллекта:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в процессе игры;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении игровой задачи;
- давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- развивать способность управлять своими эмоциями;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- регулировать способ выражения своих эмоций.
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость себе и другим.
Совместной деятельности:
- использовать преимущества командной групповой и индивидуальной работы при решении конкретной задачи во время проведения игры;
- принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность выполнять поручения, подчиняться; определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповой форме работы;
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению.
Предметных:
- понимать духовно-нравственную и культурную ценность литературы и её роль в формировании гражданственности и патриотизма,
- овладению умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
- овладению теоретико-литературными понятиями и использованию их в процессе анализа и интерпретации произведений;
- овладению умением рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);
- овладению умением выявлять связь между важнейшими фактами биографии поэта С.А. Есенина и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;
- овладению умением сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, кино);
- совершенствованию умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать фрагменты произведений;
- развитию умения участвовать в диалоге о прочитанном, давать аргументированную оценку прочитанному;
- совершенствованию умений создавать устные высказывания;
- понимать важность чтения и изучения произведений художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
- развитию умений планировать собственное досуговое чтение, формировать и обогащать свой круг чтения.
Межпредметные связи: литература, история, краеведение, география, музыка.
Подготовка оборудования
Для игры необходимо распечатать:
- 50 карточек с заданиями и ответами (после печати листа с заданиями необходимо перевернуть лист и на обратной стороне напечатать ответы);
- коробку для карточек;
- описание и правила игры.
Края коробки необходимо склеить. Описание и правила игры вложить в коробку с карточками.
Описание игры
Игра содержит 50 карточек, объединённых темой «Жизнь и творчество С.А. Есенина». Сверху на каждой карточке напечатано изображение, связанное с содержанием вопроса. Под изображением размещён вопрос и 3 варианта ответа. На обратной стороне карточки указан правильный ответ.
Правила игры
В игре могут принимать участие от 2 до 6 игроков. Ведущий (или один из игроков) перемешивает карточки и кладёт их в коробку. Игроки по очереди вытягивают любую карту, зачитывают вслух вопрос и выбирают вариант ответа, который им кажется наиболее точным. Затем переворачивают карточку и читают правильный ответ.
За каждый правильный ответ даётся 1 балл, за каждый неправильный – 0 баллов. Ведущий (или один из игроков) записывает количество полученных баллов каждого игрока.
Игра заканчивается, когда один из участников вытянет последнюю карточку. Ведущий (или один из игроков) подсчитывает количество баллов, набранных каждым игроком. Участник, набравший наибольшее количество баллов, становится победителем.
Указания для учителя
- Перед началом игры участникам необходимо доходчиво объяснить правила.
- Во время игры педагог должен контролировать ситуацию, не допускать конфликтных ситуаций.
- Учителю необходимо стимулировать игроков к высказыванию своей точки зрения, подкрепляя ответ возможными аргументами.
- Следить за игровым временем.
После окончания игры педагогу следует:
- обсудить игровые действия и полученные результаты;
- поощрить победителей.
Данную игру можно использовать во время уроков. Для этого карточки из приложения нужно отобразить на экране, увеличив масштаб изображения. При этом класс можно поделить на команды или задавать вопросы всем учащимся.
Количество карточек можно изменить. Учитель на своё усмотрение может убрать из игры некоторые карточки, если в игре принимают участие более младшие школьники.
Темы
1. Есенинские места (11 карточек).
2. Памятники (6 карточек).
3. Лица (12 карточек).
4. Стихи (7 карточек).
5. Диалектизмы (5 карточек).
6. Увлечения (4 карточки).
7. Цифры (5 карточек).
Список литературы
1. Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура: Научное издание. – Рязань: Узорочье, 2002. – 520 с.
2. Есенинские уроки / Управление образования и молодёжной политики администрации города Рязани. Муниципальное бюджетное учреждение «Центр мониторинга и сопровождения образования»; под общ. Ред. Т.К. Харьковой. – Рязань: Образование Рязани, 2018. – 92 с.
3. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / (В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский); под ред. В.Я. Коровиной. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 399 с.
4. Литературное чтение: 4-й класс: учебник: в 2 частях / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. 13-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023. – 159 с.
Текст с приложениями (скачать zip 29MB)
Полный текст во вложении (pdf 287 KB)
Скачать вложение