Составление локальных нормативных актов общеобразовательной организации, реализующей образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования математической направленности (профиля)
Автор: Бухенский Кирилл Валентинович, заведующий кафедрой теории и методики естественно-математического образования и ИКТ РИРОМетодические рекомендации.
Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. Не правда ли, нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем (часто не замечая этого) знания о величинах, характеризующих протяженности, площади, объемы, промежутки времени, скорости и многое другое? Все это пришло к нам с уроков арифметики и геометрии и пригодилось для ориентации в окружающем мире.
Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего, конечно, в тех, что связаны с естественными науками, техникой и экономикой. Математика является языком естествознания и техники, и потому профессия естествоиспытателя и инженера требует серьезного овладения многими профессиональными сведениями, основанными на математике. Очень хорошо сказал об этом Галилей: «Философия [речь идет о натурфилософии, на нашем современном языке – о физике] написана в величественной книге, которая постоянно открыта вашему взору, но понять ее может лишь тот, кто сначала научится понимать ее язык и толковать знаки, которыми она написана. Написана же она на языке математики». Но ныне несомненна необходимость применения математических знаний и математического мышления врачу, лингвисту, историку, и трудно оборвать этот список, настолько важно математическое образование в современной профессиональной деятельности.
Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Данный документ представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.
Система учебных программ математического образования должна:
1) обеспечивать в начальном общем образовании широкий спектр математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде), материальные, информационные и кадровые условия для развития обучающихся средствами математики;
2) предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;
3) обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность;
4) обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.
В основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования.
Для достижения этой цели необходима профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, то есть создание системы специализированной подготовки (профильного обучения).
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает следующие основные цели:
В связи с этим образовательной организации необходимо разработать и принять локальные акты, регламентирующие ее деятельность по реализации образовательных программ математической направленности начального, основного и среднего общего образования.
Под локальным актом образовательной организации понимают основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации и регулирующий отношения в рамках данной образовательной организации.
1. Учебный план.
Профиль представляет собой оптимальное сочетание этих трех типов курсов, которое должно отвечать «рамочным» требованиям базисного учебного плана (БУП) (Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г.
№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана
и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями
и дополнениями от 01.02.2012)).
Система профильного обучения предусматривает освоение учениками базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных
и элективных курсов.
Выстраивая профильное обучение, следует иметь в виду, что содержание базовых общеобразовательных и профильных общеобразовательных предметов задается стандартами общего образования.
Идеология федерального компонента государственного стандарта общего образования предполагает его предъявление на базовом и профильном уровнях, что существенно упорядочивает и облегчает конструирование учебных планов и рабочих программ.
На основе базисного учебного плана разрабатывается рабочий план школы. Рабочим планом школы называется учебный план, разработанный на основе базисного плана с учетом возможностей школы и потребностей старшеклассников в профильном обучении. Он является основным документом, на основе которого формируются индивидуальные учебные планы (ИУП) школьников.
Для разработки рабочего варианта школьного учебного плана конкретной образовательной организации рекомендуется использовать модифицированную форму БУПа.
Множественность запросов учащихся, их семей, работодателей, вузов делают актуальной «реализацию профильного обучения путем предоставления старшеклассникам возможности освоения образовательных программ на основе ИУП».
Нормативно-правовой основой организации обучения в форме индивидуальных учебных планов являются:
1) п. 23 ст. 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», определяющий индивидуальный учебный план как учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
2) п. 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015), согласно которому «обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации».
При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося».
Следовательно, в общеобразовательных организациях, реализующих практику ИУП, в соответствующих разделах уставов данных общеобразовательных организаций целесообразно прописать:
на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При создании профильных математических классов следует руководствоваться Постановлением от 22.05.2014 года № 7 Министерства образования Рязанской области «Об установлении случаев и Порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные образовательные организации Рязанской области и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения».
Полный вариант статьи с приложениями во вложении (docx, 31KB)
Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего, конечно, в тех, что связаны с естественными науками, техникой и экономикой. Математика является языком естествознания и техники, и потому профессия естествоиспытателя и инженера требует серьезного овладения многими профессиональными сведениями, основанными на математике. Очень хорошо сказал об этом Галилей: «Философия [речь идет о натурфилософии, на нашем современном языке – о физике] написана в величественной книге, которая постоянно открыта вашему взору, но понять ее может лишь тот, кто сначала научится понимать ее язык и толковать знаки, которыми она написана. Написана же она на языке математики». Но ныне несомненна необходимость применения математических знаний и математического мышления врачу, лингвисту, историку, и трудно оборвать этот список, настолько важно математическое образование в современной профессиональной деятельности.
Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Данный документ представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.
Система учебных программ математического образования должна:
1) обеспечивать в начальном общем образовании широкий спектр математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде), материальные, информационные и кадровые условия для развития обучающихся средствами математики;
2) предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;
3) обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность;
4) обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.
В основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования.
Для достижения этой цели необходима профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, то есть создание системы специализированной подготовки (профильного обучения).
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
В связи с этим образовательной организации необходимо разработать и принять локальные акты, регламентирующие ее деятельность по реализации образовательных программ математической направленности начального, основного и среднего общего образования.
Под локальным актом образовательной организации понимают основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации и регулирующий отношения в рамках данной образовательной организации.
1. Учебный план.
Профиль представляет собой оптимальное сочетание этих трех типов курсов, которое должно отвечать «рамочным» требованиям базисного учебного плана (БУП) (Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г.
№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана
и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями
и дополнениями от 01.02.2012)).
Система профильного обучения предусматривает освоение учениками базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных
и элективных курсов.
Выстраивая профильное обучение, следует иметь в виду, что содержание базовых общеобразовательных и профильных общеобразовательных предметов задается стандартами общего образования.
Идеология федерального компонента государственного стандарта общего образования предполагает его предъявление на базовом и профильном уровнях, что существенно упорядочивает и облегчает конструирование учебных планов и рабочих программ.
На основе базисного учебного плана разрабатывается рабочий план школы. Рабочим планом школы называется учебный план, разработанный на основе базисного плана с учетом возможностей школы и потребностей старшеклассников в профильном обучении. Он является основным документом, на основе которого формируются индивидуальные учебные планы (ИУП) школьников.
Для разработки рабочего варианта школьного учебного плана конкретной образовательной организации рекомендуется использовать модифицированную форму БУПа.
Множественность запросов учащихся, их семей, работодателей, вузов делают актуальной «реализацию профильного обучения путем предоставления старшеклассникам возможности освоения образовательных программ на основе ИУП».
Нормативно-правовой основой организации обучения в форме индивидуальных учебных планов являются:
1) п. 23 ст. 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», определяющий индивидуальный учебный план как учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
2) п. 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015), согласно которому «обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации».
При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося».
Следовательно, в общеобразовательных организациях, реализующих практику ИУП, в соответствующих разделах уставов данных общеобразовательных организаций целесообразно прописать:
- наличие прав учащихся на обучение по ИУП;
- возможность организации образовательного процесса для учащихся в форме ИУП (в том числе с использованием ускоренных курсов обучения);
- особый порядок оценивания, промежуточной и по некоторым дисциплинам итоговой аттестации при обучении по ИУП;
- отнесение индивидуальных учебных планов к перечню локальных нормативных актов школы;
- порядок разработки, утверждения и периодической корректировки ИУП учащихся (это также может быть отнесено к компетенции администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления и пр.);
на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При создании профильных математических классов следует руководствоваться Постановлением от 22.05.2014 года № 7 Министерства образования Рязанской области «Об установлении случаев и Порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные образовательные организации Рязанской области и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения».
Полный вариант статьи с приложениями во вложении (docx, 31KB)
Скачать вложение