Формирование универсального учебного действия целеполагания у учащихся начальной школы
Автор: Меркушова Елена Валентиновна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Школа №70» г. Рязани; Мишакова Людмила Васильевна, ст. преподаватель кафедры ДиНО РИРО
Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Школа №70» г. Рязани Меркушовой Елены Валентиновны подготовлено Мишаковой Л.В., ст. преподавателем кафедры ДиНО РИРО.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в емкой формулировке выражена цель и основной результат образования: «…развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира». Таким образом, одним из приоритетов в педагогической деятельности является формирование у школьников универсальных учебных действий.
Включение метапредметного содержания в образовательный процесс является яркой приметой инновационных поисков в современном образовательном пространстве. Усвоение его обеспечивает усиление общекультурной направленности всего образовательного процесса. Формирование универсальных учебных действий требует от педагога значительных усилий, связанных с разработкой нового метапредметного содержания и методического инструментария. Трудность заключается также и в том, что очень сложно формировать и универсальные и предметные умения, когда для этого предназначены только предметные уроки.
Потребность в создании дополнительного образовательного пространства для освоения необходимых знаний и обобщенных способов деятельности привела учителей начальных классов СОШ № 70 г. Рязани к проведению специальных занятий метапредметной направленности. В школе во внеурочной деятельности для учащихся всего класса реализуется программа надпредметного курса «Мир деятельности» в 1-4 классах, разработанная Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» и содержащая программу, учебные пособия для детей, методические рекомендации для педагогов по каждому году обучения в начальной школе.
По мнению педагогов начальной школы, одной из самых сложных задач организации освоения детьми метапредметного содержания является формирование у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, а именно они закладывают и формируют те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию.
В практике работы учителя СОШ № 70 г. Рязани Меркушовой Е.В. особое место отводится формированию у учащихся начальной школы умений выполнять универсальное учебное действие целеполагания. При этом она руководствуется концептуальной идеей формирования у учащихся УУД, принятой в образовательной системе Л.Г. Петерсон, («Школа 2000…») о том, что УУД формируются тем же способом, что и любые умения, а именно тем, что формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль умения выполнять действия.
В соответствии с данными этапами в практике работы учителя Меркушовой Е.В. по организации овладения учащимися умения ставить перед собой цель выделяются следующие действия:
- организовать формирование у учащихся первичного опыта выполнения действия целеполагания;
- объяснить, что такое «цель», «цель учебной деятельности», почему важно уметь самому ее ставить;
- организовать усвоение алгоритма целеполагания и научить учащихся сознательно его применять;
- постоянно контролировать наличие этого умения на предметных уроках и во внеурочной деятельности.
Курс «Мир деятельности» Меркушова Е.В. реализует три года. Система ее работы по формированию у учащихся начальной школы умения ставить цель своей учебной деятельности представляет собой взаимодействие с учащимися на двух разных уровнях:
1) приобретение учащимися первичного опыта постановки цели под руководством и при побуждении со стороны учителя;
2) овладение учащимися самим способом выполнения процедуры целеполагания, его рефлексия независимо от предметного материала, на котором он осуществлялся.
Для того чтобы 1-ый уровень овладения умением состоялся, учителя, пользуясь технологией деятельностного метода обучения, на уроках по разных учебным дисциплинам организуют приобретение учащимися первичного опыта исследования ситуаций, осуществления пробного действия, фиксирования своих затруднений по его результатам, формулирования причин затруднения как своей конкретной проблемы (нет определенных знаний и умений).
На 1-ом этапе (1 класс) организации процесса освоения УУД целеполагания педагог демонстрирует детям готовые образцы формулировок учебных целей по предмету, обеспечивая их понимание, принятие и сохранение в течение всего урока. Уже на этом этапе формирования УУД целеполагания на специальном метапредметном занятии учитель разъясняет учащимся, что такое «цель», «цель учебной деятельности», что помогает учащимся на предметных уроках осознанно воспринимать ее.
На 2-ом этапе (2-3 классы) учитель организует работу учащихся по приобретению ими первичного опыта в постановке целей учебной деятельности, побуждая их к действию своими вопросами. Путем подводящего диалога учитель ведет детей по своеобразной «траектории», приводящей их к формулированию целей учебной деятельности.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 48KB)
Включение метапредметного содержания в образовательный процесс является яркой приметой инновационных поисков в современном образовательном пространстве. Усвоение его обеспечивает усиление общекультурной направленности всего образовательного процесса. Формирование универсальных учебных действий требует от педагога значительных усилий, связанных с разработкой нового метапредметного содержания и методического инструментария. Трудность заключается также и в том, что очень сложно формировать и универсальные и предметные умения, когда для этого предназначены только предметные уроки.
Потребность в создании дополнительного образовательного пространства для освоения необходимых знаний и обобщенных способов деятельности привела учителей начальных классов СОШ № 70 г. Рязани к проведению специальных занятий метапредметной направленности. В школе во внеурочной деятельности для учащихся всего класса реализуется программа надпредметного курса «Мир деятельности» в 1-4 классах, разработанная Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» и содержащая программу, учебные пособия для детей, методические рекомендации для педагогов по каждому году обучения в начальной школе.
По мнению педагогов начальной школы, одной из самых сложных задач организации освоения детьми метапредметного содержания является формирование у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, а именно они закладывают и формируют те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию.
В практике работы учителя СОШ № 70 г. Рязани Меркушовой Е.В. особое место отводится формированию у учащихся начальной школы умений выполнять универсальное учебное действие целеполагания. При этом она руководствуется концептуальной идеей формирования у учащихся УУД, принятой в образовательной системе Л.Г. Петерсон, («Школа 2000…») о том, что УУД формируются тем же способом, что и любые умения, а именно тем, что формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль умения выполнять действия.
В соответствии с данными этапами в практике работы учителя Меркушовой Е.В. по организации овладения учащимися умения ставить перед собой цель выделяются следующие действия:
- организовать формирование у учащихся первичного опыта выполнения действия целеполагания;
- объяснить, что такое «цель», «цель учебной деятельности», почему важно уметь самому ее ставить;
- организовать усвоение алгоритма целеполагания и научить учащихся сознательно его применять;
- постоянно контролировать наличие этого умения на предметных уроках и во внеурочной деятельности.
Курс «Мир деятельности» Меркушова Е.В. реализует три года. Система ее работы по формированию у учащихся начальной школы умения ставить цель своей учебной деятельности представляет собой взаимодействие с учащимися на двух разных уровнях:
1) приобретение учащимися первичного опыта постановки цели под руководством и при побуждении со стороны учителя;
2) овладение учащимися самим способом выполнения процедуры целеполагания, его рефлексия независимо от предметного материала, на котором он осуществлялся.
Для того чтобы 1-ый уровень овладения умением состоялся, учителя, пользуясь технологией деятельностного метода обучения, на уроках по разных учебным дисциплинам организуют приобретение учащимися первичного опыта исследования ситуаций, осуществления пробного действия, фиксирования своих затруднений по его результатам, формулирования причин затруднения как своей конкретной проблемы (нет определенных знаний и умений).
На 1-ом этапе (1 класс) организации процесса освоения УУД целеполагания педагог демонстрирует детям готовые образцы формулировок учебных целей по предмету, обеспечивая их понимание, принятие и сохранение в течение всего урока. Уже на этом этапе формирования УУД целеполагания на специальном метапредметном занятии учитель разъясняет учащимся, что такое «цель», «цель учебной деятельности», что помогает учащимся на предметных уроках осознанно воспринимать ее.
На 2-ом этапе (2-3 классы) учитель организует работу учащихся по приобретению ими первичного опыта в постановке целей учебной деятельности, побуждая их к действию своими вопросами. Путем подводящего диалога учитель ведет детей по своеобразной «траектории», приводящей их к формулированию целей учебной деятельности.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 48KB)
Скачать вложение