РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

Мобильное Электронное Образование
Инноватика. Образование. Мастерство.

Фрагмент урока математики в 1 классе по развитию и оценке умения работать в парах

Автор: Арнгольд Галина Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ «Школа №69 «ЦРО»
Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. 
На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому необходимо создать оптимальные условия для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, самостоятельности учащегося.
Парная работа - это возможность и необходимость сочетать на уроке обучение и воспитание, строить взаимоотношения детей. 
При организации работы в парах каждый ученик, не просто сидит на уроке, он мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и не всегда верное, в парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебного диалога. 
Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, выполненное задание и т. д. И мы пока находимся на первом этапе обучения работы в парах. 
Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.
Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит и поможет.
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, т.е. на любом этапе урока, и на любом виде урока.
Уроку предшествовали занятия по внеурочному курсу «Мир деятельности», на которых учащиеся познакомились с правилами работы в парах и потренировались с целью отработки первичных умений. 
Цель педагогической работы по этой теме на уроке математики заключается в организации деятельности учащихся, направленной на закрепление и развитие умения работать в парах.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Как проверяется УУД

1. Организационный этап.

СЛАЙД 1.

- Мы начинаем урок.

Предлагаю вам выполнить упражнение "Попугай" - один говорит второй как можно быстрее повторяет, затем ученики меняются ролями (1 - дни недели, 2-осенние и зимние месяцы)

Еще одно упражнение для разминки пальчиков.

(Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:

желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

- Как вы думаете, а почему мы сейчас провели эти упражнения?

- А что значит работать в парах?

Выполняют упражнения

Будем работать

в парах.

Вместе выполнять одно задание, сообща, дружно.

Наблюдение, учебный диалог

2. Актуализация знаний. Вступительная беседа.

СЛАЙД 2.

- Посмотрите на доску. Витя и Дима выполнили задание в паре. - Какое задание они выполняли?

- Они справились с этим заданием?

- Почему вы так считаете?

- Что бы вы им посоветовали?

- Давайте вспомним правила работы в паре.

Одинаково раскрасить бабочек.

Нет

Высказывают пожелания.

Называют правила.

СЛАЙД 3.

- После ваших советов мальчики снова выполнили задание.

-Теперь они смогли договориться и правильно выполнить задание?

- Они вам очень благодарны, что вы им напомнили правила работы в парах и помогли справиться с заданием.

Да

Высказывают своё мнение, делают предположения

СЛАЙД 4.

- Теперь ребята и вам предлагают поработать в парах.

- Вы готовы?

- Помните, что работать надо на общий результат.

Находят закономерность, объясняют, делают вывод.

3. Основной этап.

Работа в парах на общем листе № 1 (Приложение 1)

СЛАЙД 5.

Вам надо посчитать морских жителей и записать получившийся результат в квадратики.

- Вам понятно задание?

- Как вы его будете выполнять?

- Кто справится, покажите свою готовность.

- Кто уверен в правильности своего решения, хлопните 3 раза в ладоши.

Вместе в паре

Вместе

поднимают руки «домиком»

Самоконтроль и самооценка учащихся.

Наблюдение за взаимодействием и анализ результата, учебный диалог.

СЛАЙД 6.

- Проверьте свою работу (+), (?)

- Поднимите руки, у кого получилось верно. Молодцы!

- Поблагодарите товарища.

- Кто объяснит, как вы выполняли это задание!

- Кто по-другому?

- Кто-нибудь один выполнял задание без помощи товарища?

- Вместе работали на общий результат.

- Как мы обычно начинаем урок математики?

Проверяют свою работу по образцу (+), (?)

-По очереди читали, считали, писали;

-1 читал, 2 писал.

- С повторения,

с устного счета

СЛАЙД 7.

- А теперь я вам предлагаю выполнить такую математическую разминку тоже в паре.

Нужно заселить домик недостающими числами.

- Состав какого числа необходимо вспомнить?

- Сначала договоритесь, как вы будете выполнять это задание.

- Кто готов?

Состав числа 10

СЛАЙД 8.

Предлагаю проверить задание по цепочке. Ставьте (+), (?)

- Читайте примеры по-разному.

- Какая пара выполнила задание без ошибок? Молодцы!

Поблагодарите друг друга за работу и помощь.

- Ребята, как вы думаете, для чего надо выполнять задания в паре, ведь можно было выполнить их самостоятельно?

- А такую работу нужно проводить на уроках или не стоит?

- Работу в парах можно проводить только на уроках математики?

- А в жизни вам пригодится навык такого сотрудничества?

Благодарят друг друга.

Высказывают своё мнение, делают предположения.

4. Физкультминутка.

СЛАЙД 9.

Предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить упражнение «Зеркало».

А теперь посмотрите на меня.

(Улыбнулись, тишина-жест, сели на место)

Один ученик делает движения, второй старается точно

их повторить, затем меняются ролями.

Наблюдение

5. Работа в парах на индивидуальных листах № 2.

(Приложение 2)

СЛАЙД 10.

- Витя и Дима попросили вас помочь им выполнить еще одно задание в паре. Согласны?

- Это задание надо выполнить на отдельных листах.

Задание 1: Первоклассницы Соня, Маша, Арина, Полина, Катя и Вика встали так, как показано на рисунке. Затем девочки взялись за руки и образовали круг.

1. Какая из девочек окажется между Катей и Соней? Подчеркни имя девочки.

- Подумайте, как правильно выполнить это задание.

Советую вам отметить точкой имена Катя и Соня.

- Еще раз внимательно прочитайте задание.

- Сколько девочек должно оказаться между Катей и Соней?

- Кто готов?

- У кого другой вариант ответа?

- Давайте проверим.

Задание 2: Раскрась одинаково с соседом по парте цветными карандашами платья у девочек.

-Кто справился? Покажите свои работы.

Высказывают своё мнение, делают предположения.

Выходят девочки, строятся, потом встают в круг.

Наблюдение за взаимодействием и анализ результата, учебный диалог.

Самоконтроль и самооценка учащихся

6. Итог урока. Рефлексия.

-Я наблюдала, как вы выполняете работу. У всех получился результат.

Поднимите руку.

(На листе в правом нижнем углу поставьте 1, 2, 3, 4, 5)

1- Кто сам раскрашивал, не слушая мнения товарища и не обращая внимания друг на друга.

2 - Кто в паре первым говорил, каким карандашом надо раскрашивать?

3 - Кто смотрел, как делает сосед и раскрашивал точно так же?

4 - У кого возникли споры и разногласия при выполнении работы?

5 - Кто вместе принимал решение, договаривались при выполнении задания?

Молодцы!

- Я посмотрю ваши работы, проанализирую, а потом результаты вашей работы внесу в таблицу, где получится результат по классу и по каждому ученику.

И, конечно же, сообщу вам результат вашей совместной работы и вашим родителям на родительском собрании.

Мы еще только начинаем совместную работу и у нас еще все впереди. В дальнейшем нам предстоит более сложная работа в группах по несколько человек.

Записывают № выбранного варианта.

Самооценка учащихся и оценка своего партнера

СЛАЙД 11.

- Ребята, наш урок подходит к концу.

Предлагаю вам продолжить фразу…

Высказывают своё мнение, анализируют, формулируют конечный результат своей работы.

СЛАЙД 12.

- А это задание давайте выполним все вместе.

Под каждой буквой алфавита стоит число, которому эта буква принадлежит.

- Расшифруйте слово, которое я загадала.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. Поднимите обе руки вверх, опустите себе на голову и погладьте себя.

МОЛОДЦЫ!

СЛАЙД 13.

А теперь оцените работу своего соседа.

На листе № 1 для парной работы нарисуйте смайлик.

Благодарят друг друга за помощь и работу в паре.

Оценивают работу своего соседа.

СЛАЙД 14.

Спасибо за работу!

Комментарии:
Нельзя сформировать у детей навыки работы в паре раз и навсегда. Дети растут, изменяются, меняется их отношение к себе, к окружающим людям, развивается их мышление, усложняются задачи – и качество работы в паре также меняется: становится более или менее продуктивным, приносить больше или меньше удовлетворения ее участникам.
К работе в паре стоит обращаться неоднократно, особенно в тех случаях, когда замечаешь трудности и низкую продуктивность взаимодействия учащихся в индивидуальной или групповой, урочной или внеурочной работе. Именно в паре можно отработать и зафиксировать на уровне рефлексии наиболее эффективные приемы учебного сотрудничества, делового и личного общения.

Вывод: Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.

Коммуникативные УУД 
Умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 
Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени уровня (высокий - средний, средний - низкий). Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом. Редко получается совместная работа у пары детей с низким уровнем самоорганизации.
Случаются ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на выяснение причин, надо разрешить ему работать отдельно, но вернуться к этой проблеме на следующих уроках.

Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства выполнения задания, умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования или выполнения задания;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Литература
1. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник 1 класс. – М.: Просвещение, 2016
2. Петерсон Л.Г. Мир деятельности. Учебное пособие 1 класс. – М.: Национальное образование, 2016

Полный вариант статьи с приложениями и презентацией к уроку во вложении (zip, 6MB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazangov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru