Музыкальная гостиная «Музыка всегда с тобой»
Автор: Устинкина Ольга Николаевна, учитель музыки ОГБОУ «Полянская школа-интернат», Рязанская область, Рязанский район, с. ПоляныМетодическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы.
Аннотация
Музыкальное воспитание в школе направлено на формирование у учащихся музыкальной культуры как части духовной культуры человека. Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств ребёнка, его адаптации в обществе.
Музыкальное воспитание в школе наиболее эффективно осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы. Внеклассная музыкально-воспитательная работа дополняет уроки музыки и расширяет кругозор детей, помогает углубить получаемые ими знания и совершенствовать исполнительские навыки и умения.
Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают разные направления: музыкальные гостиные, игры-путешествия, викторины, конкурсы, выпуски газет, фестивали, музыкально-литературные композиции, турниры, концерты, праздники и др.
Данный сценарий музыкальной гостиной посвящён прекрасному дню - Дню МУЗЫКИ!
День музыки - это не только профессиональный праздник всех музыкантов, композиторов, всех, кто посвятил музыке свою жизнь, но и праздник всех любителей и ценителей музыки, ведь она вызывает прекрасные эмоции и чувства. Этот праздник был учрежден 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО, и одним из инициаторов стал великий композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. День музыки во всем мире отмечается концертами, познавательными программами, выступлениями знаменитых музыкантов и творческих коллективов.
Участники мероприятия:
- ученики начальной школы;
- ведущие и герои мероприятия – ученики 5 класса.
Продолжительность мероприятия – 40 минут.
Цель: создание условий для активного вовлечения детей в мир музыки.
Задачи:
- познакомить учеников начальной школы с историей праздника Дня музыки;
- проверить и расширить кругозор участников мероприятия о музыкальных инструментах;
- формировать слушательскую и исполнительскую культуру учащихся на примере звучащих песен.
Оборудование: экран, колонка, микрофоны, ноутбук с презентацией и музыкой по сценарию.
Ведущий 1. О, Музыка, блистательный каскад!
Стихи твои небесные звучат.
Ни капли нет в тебе обмана,
Ты – в пенье скрипки, арфы и органа.
Ведущий 2. Твой голос – в танце, в хороводе,
А сердце и душа – в природе.
О, Музыка, ты там и тут.
Салют тебе, о, Музыка, салют!
Ведущий 1. Здравствуйте дети! Здравствуйте уважаемые гости! Мы очень рады снова встретиться с вами в музыкальном зале, где волшебная музыка дарит нам свои волшебные мелодии: грустные и весёлые, нежные и задорные, колыбельные и плясовые. Какая же она удивительная - эта страна-Музыка!
Ведущий 2. Ключом, открывая волшебные двери
Пусть музыка в сердце войдёт
И нас окрыляет, и нас вдохновляет,
В мир звуков с собой уведет.
Ведущий 1. А вот и она сама!
Звучит музыка. Входит фея.
Фея музыки: Я – Фея Музыки, друзья!
Меня, надеюсь, вы узнали?
Все эти годы, день за днём
Я появлялась в этом зале.
Бетховен, Глинка, Бах, Чайковский
Ваш слух всечасно услаждали.
А в этот день я приглашаю вас
Принять участье в нашей праздничной программе!
В моей стране живет удивительный народ. Он очень музыкальный и большой любитель петь, танцевать, играть. А зовут мой народ - музыкальные нотки.
Хочу открыть для Вас секрет:
Без музыки и настроенья нет.
И чтоб для Вас её сложить,
Хочу я нотки пригласить.
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живет!
Выбегают нотки
Ноты все: Мы -нотки весёлые,
Нас – ровно семь.
Я - нота « До»
Я –нота «Ре»
Я –нота «Ми»
Я - нота «Фа»
Я - нота «Соль»
Я – нота «Ля»
Я – нота «Си».
Нота До: Семь подружек голосистых,
Семь звоночков серебристых,
Нота РЕ: Дружно, весело живём,
Звонко песенки поём,
Нота Ми: Домик наш открыт всем детям,
Заходите, мы вас встретим.
Нота ФА: Тайны музыки расскажем,
В мир волшебный путь покажем.
Нота Соль: И спутать нельзя нас,
Поверьте, ни с кем!
Нота ЛЯ: Поём, веселимся.
Танцуем, играем,
Нота СИ: На праздник весёлый
Мы всех приглашаем!
Песня «Семь нот»
Нота До: Любят музыку все дети, любят взрослые ее.
Нота Ре: На своей большой планете мы танцуем и поем.
Нота Ми: И сегодня праздник славный. Поздравляем мы вас всех.
Нота Фа: И налево, и направо музыкальный слышен смех.
Нота Соль: Музыка везде, повсюду: лес шумит, поет петух.
Нота Ля: Этому мы рады чуду.
Нота Си: И давайте скажем вслух:
Ноты все: С Днем музыки!
Убегают.
Ведущий 2. Международный день музыки учрежден 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО. Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки был Дмитрий Шостакович, композитор-классик 20 века.
Ведущий 1. Отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.
Ведущий 2. Международный день музыки стали отмечать в XX веке. Но с музыкой человечество знакомо с давних времен. В пещерах Африки сохранились наскальные рисунки давно исчезнувших племен.
Ведущий 1. На рисунках изображены люди с музыкальными инструментами. Мы уже никогда не услышим той музыки, но когда-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их радоваться или печалиться.
Ведущий 2. Ведущий. Музыка обладает огромной силой. На свете найдется мало людей, равнодушных к музыке.
Ведущий 1. Многие композиторы пытались выразить через нее состояние своей души. Их великие имена всегда с благодарностью будут произносить потомки.
Ведущий 2. Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек.
Танец «До, ре, ми…»
Ведущий 1. А теперь про музыку загадки
Я вам предлагаю отгадать.
Ведущий 2. Назовите без ошибки
Инструмент чуть больше скрипки.
Он ее ближайший друг,
Но немного ниже звук.
Есть и струны, и смычок,
В музыке не новичок! (Альт)
Ведущий 1. Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? (Балалайка)
Ведущий 2. Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый... (Барабан)
Ведущий 1. У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян
Голосистый наш... (Баян)
Ведущий 2. В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут её? (Гармонь)
Ведущий 1. В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт-заливается.
Как называется? (Дудочка)
Ведущий 2. А это что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят,
Поют и на нее глядят.
Чтобы она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А струн бывает семь иль шесть,
Её достоинств нам не счесть.
Всем под неё легко поётся,
Скажите, как она зовётся? (Гитара)
Ведущий 1. За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких... (Ложках)
Ведущий 2. Я стою на трёх ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? ... (Рояль)
Ведущий 1. Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет... (Скрипка)
Ведущий 2. Знайте, они с барабаном соседи.
Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка,
В музыке тоже бывают... (Тарелки)
Ведущий 1. Инструмент зовём роялем,
Я с трудом на нём играю.
Громче, тише, громче, тише —
Все игру мою услышат.
Бью по клавишам я рьяно,
Инструмент мой — ... (Фортепиано)
Ведущий 2. Песню запоём все вместе,
Зазвучит по школе песня.
Складно, слаженно и дружно.
Вместе петь, ребята, нужно.
Песней полон коридор —
Так старается наш... (Хор)
Ведущий 1. Я на сцену в полумраке
Выйду в элегантном фраке.
Тонкой палочкой взмахну –
Скрипочки зальются,
Всколыхнет арфист струну,
Трубы отзовутся.
Как оркестр играет славно!
Ну а я в нём - самый главный! (Дирижёр)
Ведущий 2. Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет? (Композитор)
Фея музыки: Какие вы молодцы!
Как всё чудесно, я рада за вас!
И ваших друзей к нам на праздник весёлый
Зову с нетерпеньем сейчас. Выходят дети - герои
- Вот композитор - он сочиняет музыку.
- А вот художник, его картины оживают и поют.
- А вот поэт. Его стихи звучат как песни.
- А вот хореограф. Танец расскажет нам обо всем.
Композитор: Я сочиняю музыку, во мне она живёт.
И каждый день, и каждый час в душе моей поёт.
Я переставлю ноты, в аккорд их соберу,
А может по порядку на линейках разложу.
Как птицы в небо синее взлетят,
О чём хотите могут рассказать.
О ветре, о весне, о ручейке,
О счастье, о тебе и обо мне.
Художник: А я раскрашу музыку в любой чудесный цвет.
Увидите как в небе мерцает лунный свет.
Как кружатся листочки, смеясь от ветерка.
И как волною плещет красавица река.
Поэт: Могу о дивной музыке стихами рассказать.
Сложить слова, как бусинки на нитку нанизать.
Пусть за руки они возьмутся,
Слова пусть с музыкой сольются
И пусть расскажут о природе,
О чудесах и о погоде.
Хореограф: А я "танцую музыку", движеньем говорю.
И обо всем, что вижу, в изящном танце расскажу.
Я передать хочу движеньем
Мерцанье звезд, дыханье тишины
И нежных рук прикосновенье
Когда со мной танцуешь ты.
Композитор: Все вместе друг другу мы очень нужны.
Поэт: Для песни слова непременно важны.
Хореограф: Без музыки разве начнёшь танцевать?
Художник: Без кисти художника мир украшать?
Композитор: Да здравствует музыка, танец и песня!
Поэт: Давайте все дружно шагать рядом вместе.
Художник: Пусть счастье, добро рядом с нами живут!
Хореограф: Да здравствует музыка - вечный наш друг!
Фея Музыки: Спасибо за интересный рассказ, теперь мы знаем, как тесно связаны с музыкой другие виды искусства.
Уходят
Ведущий 1. Интересно, а о чём думает композитор, прежде чем приступить к созданию своего шедевра? Может быть, с такими словами рождается музыка:
Чистый лист бумаги, нотная строка…
Звуки всей Вселенной в мыслях у меня…
Дай мне силы, Боже, это удержать,
Красоту созвучий людям передать! (Е.Арсенина)
Ведущий 2. И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть
И по-дружески, с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Может песней-полусказкой
Нас шутя развеселить.
И рассыпаться вдруг пляской
В хороводе закружить.
Ведущий 1. Знают все на свете дети –
Много музыки на свете!
Из семи обычных нот
Композитор создаёт:
Пьесы, оперы, сонаты,
Ариозо иль кантаты,
Симфонические сказки,
Менуэты или пляски.
Ведущий 2. Но один любимый жанр
Всем с пелёнок дорог нам.
Жизнь чудесней, интересней,
Если рядом с нами – песня! (Н. М. Глубокая)
«Песня друзей»
Ведущий 1. Дарите музыку друг другу!
Пусть каждый день и каждый час
Подобно радостному чуду,
Она звучит в сердцах у нас.
Ведущий 2. Весь мир прекрасный и зовущий
Вмещает музыка в себя,
В ней рокот волн, о берег бьющих,
И трепет листьев октября.
Ведущий 1. Волнует музыка, тревожит,
Вновь пробуждая красоту,
И никогда никто не сможет
Сравниться с ней по волшебству.
«Гимн музыке»
Литература:
-
Арсенина Е. Музыка, Волгоград, 2009
-
Домашкина Н. Подарите праздник. М., 2007
-
Зацепина М. Организация культурно – досуговой деятельности, М., 2006
-
Выход феи. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://pinkamuz.pro/search/Выход%20феи%20 (Дата обращения: 01.10.2025)
-
Верижников Ю. Семь нот. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://forum.d-seminar.ru/threads/sem-not-pesnya.14426/ (Дата обращения: 01.10.2025)
-
Данилко А., Пряжников А. «До-ре-ми…» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/audio/detskie-pesni/2018/04/gruppa-velikany-do-re-mi (Дата обращения: 01.10.2025)
-
Г.Гладков, Ю.Энтин «Песня друзей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://forum.d-seminar.ru/threads/pesnya-druzei.6321/ (Дата обращения: 01.10.2025)
-
А.Ермолов, С.Пярнянен «Гимн музыке» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://forum.d-seminar.ru/threads/gimn-muzyke-a-yermolov.14018/ (Дата обращения: 01.10.2025)
Скачать вложение





