РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Осень

Автор: Пехтерева Галина Владимировна, учитель начальных классов ОГБОУ «Школа №10 г. Рязани»

План-конспект урока развития речи «Осень» в 1 классе

Основная цель уроков развития речи – восполнение пробелов речевого развития детей, формирование и совершенствование у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) полноценных языковых средств и форм общения с учётом их взаимодействия, актуализация знаний об окружающем мире.

Урок по теме ‹‹Осень››(1класс) входит в образовательную программу по развитию речи, которая разработана в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель урока: организовать образовательную деятельность обучающихся, направленную на речевое развитие при изучении осенних изменений в природе.

Задачи:

Обучающие:

- закреплять навык самоконтроля над речью;

- обогащать словарный запас;

- расширять знания детей об окружающем мире.

Развивающие:

- активизировать словарь по теме ‹‹Осень››;

- совершенствовать навык пересказа текста с опорой (мнемотаблица);

- развивать познавательную активность.

Коррекционные:

- предупреждать появление аграмматизмов при построении связного высказывания.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию бережного отношения к природе;

- воспитывать усидчивость, любознательность, активность в процессе учения.

Задачи урока направлены на формирование и развитие УУД:

Познавательных: устанавливать причинно-следственные связи; владеть алгоритмом построения рассуждения.

Регулятивных: определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; планировать свою деятельность, осуществлять контроль своих действий.

Коммуникативных: участвовать в учебном диалоге; формировать умение слушать и понимать других; осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностных: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу; осваивать формы учебного диалога; развивать самооценку.

Тип урока: комбинированный

Ресурсное обеспечение: компьютерная презентация, разрезанные картинки, мнемотаблица, индивидуальные карточки.

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, в парах, индивидуальная.

Данный урок разработан с применением следующих технологий: личностно-ориентированной, здоровьесберегающей, игровой. Содержание и структура урока строилась в соответствии с требованиями к проведению уроков со здоровьесберегающими и личностно-ориентированными технологиями:

- динамичность восприятия;

- продуктивная обработка информации;

- развитие и коррекция речи, которые реализуются через: разнообразные задания, обеспечивающие смену видов деятельности; дозированную, поэтапную помощь учителя; индивидуальную, дифференцированную работу с учётом индивидуальных особенностей детей с ТНР.

На уроке осуществляются межпредметные связи (чтение + окружающий мир). В процессе урока многократно меняется учебная ситуация. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задания, которые дисциплинируют и направляют в строгое русло их речевую деятельность.

Ход урока

1.     Эмоциональный настрой.

Учитель:

Прозвенел звонок и смолк.

Начинаем мы урок.

Все за парты тихо сели

На меня все посмотрели.

С хорошим настроением мы приступаем к уроку развития речи. Весь урок будем стараться говорить чётко, правильно отвечать на вопросы, пользоваться правилами:

- 1-ое правило: «Подумай, а потом ответь».

- 2-ое правило: ‹‹Говорю неторопливо, очень чётко и красиво››

2. Сообщение темы урока.

Учитель:

- На сегодняшнем уроке мы отправляемся путешествовать в необычное царство...А куда, вы узнаете, собрав разрезанную картинку (работа в парах: дети собирают картинку, на которой изображено время года - осень;)

- Что изображено на собранной вами картинке? (ответы детей)

- А какое это время года? (ответы детей).

- Правильно, время года - осень. Как вы думаете, куда же мы с вами отправляемся ? (ответы детей).

- Нас ждёт путешествие в царство осени. И тема урока – «Осень».

- На уроке нужно будет вспомнить всё, что вы знаете об этом удивительном и прекрасном времени года. Но, прежде чем отправиться в путь, ответьте на вопрос:

- Какое время года было перед осенью, а какое наступит после осени. (Ответы детей).

Учитель:

- Внимание на доску! (обучаюшиеся смотрят на доску, где представлена презентация; на слайде перепутаны месяцы). Посмотрите, всё ли в порядке в царстве осени? (ответы детей)

- Как можно назвать осень в сентябре? (ранняя)

- Как можно назвать осень в октябре? (золотая)

- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя)

3. Работа по теме урока.

         - Сейчас, я предлагаю вам очень внимательно послушать стихотворение Е. Арсениной «Наступила осень», а после ответить на вопросы:

Наступила осень
Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.

Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.
Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.

 

 

- Какие приметы говорят о том, что наступила осень?

- Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо, солнечных дней меньше)

- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное)

- Что происходит с деревьями осенью? (Листья желтеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

- Что делают птицы осенью? (ответы детей)

- Что делают животные осенью (ответы детей)

- Что делают люди осенью? (ответы детей)

- Для чего люди собирают урожай? (ответы детей)

4. Составление рассказа учащимися по картинно-графическому плану (мнемотаблица).

Пехтерева

- Посмотрите на картинки?

- Что вы на них видите? (ответы детей)

Далее учитель показывает по порядку на каждую картинку, а учащиеся составляют предложения. Затем к доске приглашается ученик. Используя данные картинки (мнемотаблица), ребёнок составляет рассказ по теме ‹‹Осень››.

Наступила осень. Дни стали короче, а ночи длиннее и холоднее. Листья на деревьях пожелтели и покраснели. Часто идёт дождь. Стаи птиц полетели на юг. Жучки и паучки улеглись в свои норки на зимовку. Животные тоже готовятся к зиме. Люди собрали урожай фруктов и овощей. Дети надевают куртки, шапки, тёплые брюки и ботинки.

5. Физкульминутка.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

(кружатся на пальчиках, руки в стороны, приседают, движения руками вправо-влево, поднимаются, кружатся.)

6. Работа по словообразованию.

1) Учитель предлагает учащимся собрать пословицу (Лист в октябре не держится на дереве).

- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья. (ответы детей)

- Листопад... Какие слова спрятались в этом слове?(ответы детей)

2) Ответьте на вопрос: с какого дерева упали листочки?( с берёзы упал берёзовый лист; с дуба - дубовый лист )

С какого дерева упали листочки?

Пехтерева

7. Работа с текстом. (текст у каждого ученика; сначала его читает учитель, а затем самостоятельно каждый ребёнок)

Осенний парк.

Красив парк осенью. Сколько тут берёз, дубов, лип! Деревья надели яркий жёлтый наряд. Красные и жёлтые листья падают на тропинки. По аллеям парка гуляют ребята. Девочки набрали разных осенних листьев. Листья клёна похожи на гусиную лапку. Листья липы на сердечко. Мальчики ищут шишки для поделок.

- Названия каких деревьев вам встретились в тексте?

- Что надели деревья?

- Как вы понимаете фразу ‹‹деревья надели››?

- На что похожи листья?

- С чем сравнивает автор листья клёна, липы.(Ответы детей)

8. Рефлексия.

- О каком времени года мы говорили?

- А важна ли осень?

- Хорошее или плохое это время года?

На доске начало предложения. Выберите любое и продолжите его.

*Сегодня я узнал(а)…

*Было интересно…

*Было трудно...

*Теперь я знаю…

*Меня удивило…

*Мне захотелось...

-  Наш урок закончен! Всем спасибо!

Литература

1.Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения. – СПб.:ООО ‹‹ИЗДАТЕЛЬСТВО ‹‹ДЕТСТВО-ПРЕСС››, 2012. - 304 с.

2. Касаткина Н.А.Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня: конспекты, занятия, занимательные материалы, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2007. - 382 с.

3. Подрезова Т.И.Материал к занятию по развитию речи. – М., 2006.- 176с.

4.Ткаченко Т.А.Учим говорить правильно. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: ‹‹Издательство ГНОМ и Д››, 2001. - 144 с.

Конспект с презентацией во вложении (zip 3MB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru