РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2023»
Путешествие в мир детской книги

Развитие связной речи младших школьников: формирование образовательной компетентности

Автор: Елесина Елена Алексеевна, учитель-логопед ОГБОУ "Школа №10", г. Рязань

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета» [4, с.104].

Сегодня, когда возрастание коммуникативной активности членов нашего общества продиктовано быстро меняющимися условиями жизни, речевое развитие   школьников становится особенно актуально, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Речевые нарушения отрицательно влияют на развитие умственных способностей. У детей с тяжелым нарушением речи отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Такие дети отличаются от своих сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, которые не только позволяли бы оптимизировать коррекционную работу, но и отвечали требованиям Федерального государственного общеобразовательного стандарта, учитывая особенности психического развития современного школьника в целом и детей с ОВЗ в частности.

Таким образом, причиной поиска новых методов и форм работы стал очевидный недостаток эффективных педагогических инструментов в современной системе образования и в коррекционной педагогике в частности. Ведь дети с речевыми нарушениями разной тяжести должны не только научиться чисто и грамотно говорить, но и использовать речь, как средство общения. Правильная, логично выстроенная и содержательная речь - обязательное условие и фундамент гармоничного развития личности, ее социальной и в дальнейшем - профессиональной успешности.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта   начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является не удлинение времени ученичества, не углубление знаний в какой-либо области, а обучение способам обработки информации. Это всегда являлось основной задачей коррекционного воздействия.

Коррекционно-развивающее направление включает выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учетом особенностей развития.

Одним из приоритетных направлений в работе учителя-логопеда является формирование навыка устного и письменного высказывания.  

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, так как она носит характер систематического последовательного развернутого изложения. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

Основы методики развития связной речи детей определены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи разрабатывались А.М. Бородич, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой, Л.П. Федоренко и др.

При работе над формированием связной речи у детей с ОВЗ используются вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности и с постепенным убыванием плана высказывания. Например, на индивидуальных и групповых логопедических занятиях используются следующие виды работ над связным высказыванием:

- пересказ с картинками;

- «Слова подскажут цифры»;

- описательный рассказ;

- составление рассказов по серии картин;

- составление рассказов по сюжетным картинам;

- работа с текстом (тексты «с дырками» и «хвостами»).

Полный вариант статьи с презентацией во вложении (zip, 1 Mb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazangov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru