Учусь готовить
Автор: Грачева Татьяна Викторовна, учитель ОГБОУ "Школа-интернат "Вера", г. РязаньРабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) 1-4 классы.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования образовательные программы реализуются через урочную и внеурочную деятельность. В настоящее время внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса в каждом образовательном учреждении, в том числе в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта). Внеурочная деятельность направлена на создание условий для достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ.
В качестве нормативно-правовых оснований организации внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) в школе-интернате «Вера» в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов образования выступают следующие документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции) от 29декабря 2012г. No 273 ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ»
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Положение об организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) (2 вариант).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь готовить» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (2 вариант)
Для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) очень важно, чтобы школа и совместная работа в коллективе стали началом формирования элементарных представлений о продуктах питания, посуде, необходимой для приготовления пищи, последовательности выполнения операций при приготовлении определенного блюда, мытье посуды, уборке помещения после приготовления пищи для успешной социализации в обществе данной категории детей. Кроме вышеназванных, программа даёт дополнительные знания и навыки, позволяющие обучающимся внимательнее относиться к выбору продуктов питания, правильно сервировать стол и соблюдать культуру поведения за столом.
Благодаря внеурочным занятиям по курсу: «Учусь готовить» реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими навыками не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Занятия по предмету направлены на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Цель: формирования элементарных представлений о продуктах питания, посуде, необходимой для приготовления пищи, последовательности выполнения операций при приготовлении определенного блюда, мытье посуды, уборке помещения после приготовления пищи для успешной социализации в обществе данной категории детей
Задачи:
- ознакомление с кабинетом «Домоводства»;
- ознакомление с посудой и оборудованием, необходимым для приготовления пищи;
- ознакомление с бытовой техникой;
- ознакомление с элементарными блюдами и приемами их приготовления;
- ознакомление с правилами мытья посуды;
- ознакомление с правилами и приемами уборки помещения после приготовления пищи;
- обучение практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи
- адаптация к новым социальным знаниям, в процессе ознакомления с предметом домоводство, с новыми понятиями;
- коррекция психических процессов:
а) восприятия – в процессе дидактических игр, практической работы;
б) внимания – в процессе дидактических игр, практической работы;
в) памяти – запоминание с помощью схем опор; в процессе дидактических игр, практической работы;
г) мышления – в процессе дидактических игр, практической работы;
д) коррекция речи – в процессе проговаривания речевых физкультминуток; обогащение словаря в ходе ознакомления с новыми терминами и понятиями;
е) коррекция общей и мелкой моторики – в процессе физкультминуток, практической работы.
- воспитание аккуратности и бережного отношения к посуде, продуктам питания;
- воспитание культуры сервирования завтраков, обедов, ужинов, праздников;
- воспитание культурного поведения за столом; при приёме гостей;
- воспитание социально значимых качеств личности.
Направленность программы «Учусь готовить»:
- по функциональному предназначению – учебно-познавательная;
- по форме организации – индивидуально-групповая;
- по времени реализации – долгосрочная (4 года).
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 2 часа в неделю (68ч. в год)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты:
1. Осознание персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу осознание себя как «Я».
2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
4. Формирование уважительного отношения к окружающим.
5.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся мире.
6.Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына, (дочери), пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
7.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
9. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
10.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
11.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты (базовые учебные действия)
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию
3. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
Предметные результаты:
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся:
Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома и в школе.
Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой, уходом за вещами, участием в покупке продуктов и приготовлением пищи и др.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени и оценивать полученный результат, радоваться достижениям.
Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации дома и в школе.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 45Kb)
Скачать вложение