Использование региональной системы дистанционного обучения для организации образовательного процесса
Автор: Фулин В.А., начальник центра дистанционного обучения и мониторинга качества образования РГУ имени С.А. Есенина, Миловзоров А.В., проректор по научно-исследовательской работе и инновационной деятельности ОГБУ ДПО "РИРО", Конин П.А., студент ФГБОУ ВО РГРТУ им. В.Ф. УткинаМетодическое пособие
Пояснительная записка
Региональная система дистанционного обучения функционирует на базе системы дистанционного обучения Moodle. Она зарекомендовала себя за последнее время достаточно хорошо. Система дистанционного обучения Moodle – это признанный в академическом сообществе инструмент для организации дистанционного обучения. Она используется в большом количестве высших учебных заведений, таких как МГУ, Высшая школа экономики, Радиотехнический университет, РГУ имени С.А. Есенина и др.
Самое основное ее достоинство – это интеграция внутри платформы различных элементов, которые позволяют организовать учебный процесс достаточно качественно за счет большого количества возможностей.
Во-первых, это организация взаимодействия обучающихся как с преподавателями, так и с одноклассниками. Причем это взаимодействие может происходить как в синхронном режиме, то есть в виде чата, когда учитель заходит в систему и общается со всеми участниками образовательного процесса. Также есть возможность асинхронного режима в виде форума, когда ответ на вопрос может быть получен в течение какого-то определенного времени.
Такие режимы могут быть использованы для информирования учеников, взаимодействия с родителями либо для взаимодействия самих школьников, например, для обсуждения каких-то проектов, выполняемых учениками в рамках тех или иных уроков.
Во-вторых, система дистанционного обучения предназначена для подачи учебного материала и организации образовательного процесса. Материал может быть представлен как в виде текста (любое задание, любое описание информации в текстовом виде можно сохранить в формате .pdf и поместить его в качестве образовательной информации для ученика), так и в виде видеоматериалов, аудиозаписей, презентаций (использование инструмента «Страница») либо структурированного набора страниц, который можно применить и как стандартный учебник, и как портфолио учеников (инструмент «Книга»).
В-третьих, с использованием элемента «Лекция», можно не только представлять материал, но и контролировать качество его усваивания учениками. Например, после каждого теоретического параграфа можно сформировать тестовый блок, по которому определить, усвоил ученик те или иные понятия или нет. И в зависимости от результата либо показать ученику новый параграф, либо дать рекомендации по дополнительному изучению тех параграфов, которые были выданы ему ранее.
В-четвертых, в качестве способов изложения нового материала можно использовать ссылки на Интернет-ресурсы. Сейчас в Интернете большое количество электронных образовательных ресурсов, которые встраиваются в учебных процесс, позволяя разнообразить его и повысить наглядность представления материала, что способствует повышению мотивации учащихся и уровня усвоения материала.
Способов проконтролировать выполнение практических заданий достаточно много. Это задания, в которых можно сформулировать некий набор тех заданий, которые должен выполнить ученик, и получить обратную связь, например, файл с ответами, либо какое-то эссе, либо фотографии тетрадных страниц, в которых ученик решил задачи. Кроме этого, внутри элемента «Задание» существует возможность получения аудиоответов. То есть можно попросить, чтобы школьник выучил стихотворение наизусть, прочитал его и отправил педагогу в виде аудиозаписи для проверки.
Все результаты работ, которые выполняют ученики в рамках дистанционного обучения, хранятся в качестве такого современного и известного понятия, как цифровой след. Этот цифровой след может быть использован в дальнейшем и как портфолио, и как отчетность и учеников, и преподавателей об учебном процессе.
Платформа в настоящее время работает достаточно стабильно, преподавателям и ученикам она нравится значительно больше, чем обычное общение: «задание в электронный дневник» – «ответ по электронной почте». На сайте РИРО можно ознакомиться с теми методическими материалами и инструкциями, которые рассказывают о различных элементах, доступных в системе дистанционного образования. Горячая линия работает, и там возможно получить ответы на вопросы, не обозначенные в методических материалах. И не забывайте, что в школах есть модераторы, которые также могут помочь решить различные вопросы, в том силе привязка учеников и учителей конкретным курсам. Все делается для того, чтобы учебный процесс продолжался и функционировал максимально эффективно.
Полный текст вложения (Документ pdf, 2MB )
Скачать вложение