Технологии тьюторского сопровождения студентов в профессиональном образовании
Автор: Кузнецова Ираида Александровна, зав. кафедрой профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОСМетодические рекомендации
В системе образования западных стран понятие «тьютор» появилось еще в XII веке. К XVI-XVII вв. в некоторых университетах (преимущественно английских) тьютор становится центральной фигурой университетского образования. Тьютор вместе со студентами определяет, какие занятия студенту посещать, составляет с ним план обучения, готовит его к экзаменам [9, 10] .
В России новая должность – «тьютор» появилась только в 2008 году. (Утверждена приказом Минзравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н). Что послужило причиной ее появления? Какие изменения в образовательной среде способствовали ее появлению?
Одним из основных документов, в соответствии с которым происходит перестройка всей образовательной деятельности в профессиональных образовательных организациях – это Федеральные государственные образовательный стандарты среднего профессионального образования, требования которых направлены на индивидуализацию обучения и воспитания, а различные модели тьюторского сопровождения могут помочь педагогу реализовать данные требования.
Хорошо соотносятся с идеями и принципами тьюторского сопровождения компетентностный подход в образовании, личностно-ориентированные модели в образовании, технологии развивающего обучения [8].
Итак, тьютор – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальной образовательной программы обучающегося и сопровождает процесс индивидуального образования. Тьютор не передает знания, а помогает их приобретать, сопровождая процесс индивидуализации обучения [7,342] Перевод термина «тьютор» (англ. tutor от лат tueor - наблюдаю, забочусь) помогает понять значение этого направления педагогической деятельности.
Главная задача учителя – научить, психолога – помочь, а тьютора – сопровождать в образовательном движении, работать с ресурсами и самодвижением человека. Тьютор может помочь в поисках цели, а затем и в движении к ней [15]. При организации тьюторского сопровождения студенту необходимо понять свои возможности и образовательные перспективы, осознать перспективу и желаемый результат обучения, т.е. составить свою индивидуальную образовательную программу [1,83].
Главный инструмент обучения, воспитания и одновременно базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – это создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Причем изменения вносятся в зависимости от результатов совместного анализа успехов и продвижения обучающегося по пути освоения знаний, умений и приобретения компетенций [13,50].
В образовательные организации не обязательно вводить должность тьютора, вначале достаточно изменить позицию педагога, превратив его в педагога-тьютора. Согласно мнению А.Г. Чернявской, тьютор характеризуется как преподаватель нового типа, играющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-профессиональному развитию. При этом тьюторство рассматривается как разновидность педагогической деятельности, качественное отличие которой определяется, прежде всего, выстраиванием пространства совместной деятельности педагога-тьютора и обучаемого [8]. Тьюторство помогает обучающемуся научиться формулировать свой образовательный заказ, быть автором своей образовательной истории [16].
Если рассматривать тьюторское соспровождение как технологию, то должен быть определенный алгоритм взаимодействия тьютора и тьюторанта, строящийся на соблюдении определенных этапов этого взаимодействия. Т.М. Ковалева, автор учебников по тьюторству, предлагает
следующую последовательность взаимосвязанных этапов:
диагностический этап. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, определяет имеющийся у тьюторанта начальный объем знаний по теме заявленного интереса. На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует готовности продолжать сотрудничество. В целом работа на данном этапе направлена, прежде всего, на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности;
проектировочный этап; необходимым условием для реализации этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Составляется «Карта познавательного интереса». Основными задачами тьютора на данном этапе является поддержка самостоятельности и активности, стремления тьюторанта отыскать собственный оригинальный способ заполнения карты познавательных интересов;
реализационный этап; на этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска;
аналитический этап; на этом этапе анализируются трудности, возникшие во время работы, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи с аудиторией. Завершается аналитический этап планированием будущей работы. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действий, так и способы действий окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения[3, 81 - 87].
Для эффективного осуществления тьюторского сопровождения Ковалевой Т.М. и ее коллегами была разработана Ресурсная схема общего тьюторского действия.
Эта ресурсная схема тьюторского сопровождения помогает учащемуся или студенту учесть все возможности окружающего культурно – образовательного пространства, а также выявить свои личные способности и возможности и направить их на результативное достижение поставленных образовательных целей.
Ресурсная схема тьюторского сопровождения
Пространство работы тьютора графически можно изобразить в виде трех взаимно перпендикулярных координатных осей: X, Y, Z, задающих, соответственно, вектора тьюторского действия.
Х – социальный вектор тьюторского действия,
Y – культурно-предметный вектор тьюторского действия,
Z – антропологический вектор тьюторского действия.
Рассмотрим каждый из векторов тьюторского действия подробнее.
1. Х – социальный вектор тьюторского действия
Данный вектор тьюторского действия предполагает работу с множеством образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных образовательных учреждений. Находясь в одной из точек образовательной инфраструктуры (конкретном классе, кружке или факультативной группе и т.д.), учащийся или студент часто даже не предполагают образовательные возможности всей этой инфраструктуры в целом (какие факультативы или элективные курсы проходят в это же время в другом классе, какие секции и кружки существуют в другой школе и т. д.). Задача тьютора и состоит в том, чтобы вместе со своим тьюторантом увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту образовательных возможностей с точки зрения их ресурсности для реализации конкретной индивидуальной образовательной программы каждого студента и школьника.
Учащийся в процессе тьюторских консультаций узнает о тех местах в социуме (спецкурсы, тренинги, клубы, открытые семинары, конференции и т.п.), где он может чему-либо научиться в ходе реализации своей образовательной программы.
2. Y – культурно-предметный вектор тьюторского действия
Этот вектор указывает на направленность работы тьютора с предметным материалом, выбранным его тьюторантом. Тьютор фиксирует продвижение школьника или студента в границах интересующего его предмета и с помощью предметных консультантов (других педагогов, специалистов в данной предметной области, предметных экспертов и т. д.) помогает тьюторанту войти в освоение определенной культурной традиции.
Так как предметные границы всегда в большей или меньшей степени условны, то работа в любом предмете, выбранном учащимся (биология, математика, литература и т.д.) на каком-то этапе будет обязательно привлекать знания других предметных областей и тем самым расширять границы самого предметного знания. Изменение границ предметного знания становится направлением специальных тьюторских консультаций и вносит изменения и дополнения в реализацию индивидуальной образовательной программы каждого школьника или студента.
3. Z – антропологический вектор тьюторского действия
Говоря о реализации собственной индивидуальной образовательной программы, каждый обучающийся должен понимать, какие требования реализация этой программы предъявляет, именно к нему; на какие свои качества он уже может опереться, а какие ему еще необходимо формировать. Тьютор в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить антропологические требования каждой индивидуальной образовательной программы. Конечный же выбор всегда остается за самим учащимся: принимать данный антропологический вызов или корректировать образовательную программу на основании своих уже сформированных ранее качеств.
Таким образом, в целом, работа тьютора или педагога, обладающего тьюторской компетентностью, в каждом из указанных нами выше направлений (социальном, культурно-предметном, антропологическом) позволяет обучающимуся увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать весь потенциал открытого образования для построения своей собственной индивидуальной образовательной программы[3, 92-93].
Полное тьюторское действие включает в себя следующие этапы:
создание «избыточной среды»;
«навигация» выбора;
обсуждение стратегии следующего шага [3,92-93].
Создание «избыточной среды» подразумевает, что обучающемуся дается очень много информации по интересующему его предмету. Информация может быть не вполне структурирована и обработана, но определенное время обучающийся должен находиться в условиях постоянного поиска новой информации, которая впоследствии может помочь ему определиться с его интересами в рамках его возможностей.
Следующим шагом будет организация тьютором помощи в поисках направления движения. И, наконец, необходимо преступать к конкретным шагам по претворению в жизнь задуманного плана...
Полный вариант статьи во вложении (doc, 66KB)
Скачать вложение