РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Технологии тьюторского сопровождения студентов в профессиональном образовании

Автор: Кузнецова Ираида Александровна, зав. кафедрой профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОС

Методические рекомендации

В системе образования западных стран понятие «тьютор» появилось еще в XII веке. К XVI-XVII вв. в некоторых университетах (преимущественно английских) тьютор становится центральной фигурой университетского образования. Тьютор вместе со студентами определяет, какие занятия студенту посещать, составляет с ним план обучения, готовит его к экзаменам [9, 10] .

В России новая должность – «тьютор» появилась только в 2008 году. (Утверждена приказом Минзравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н). Что послужило причиной ее появления? Какие изменения в образовательной среде способствовали ее появлению?

Одним из основных документов, в соответствии с которым происходит перестройка всей образовательной деятельности в профессиональных образовательных организациях – это Федеральные государственные образовательный стандарты среднего профессионального образования, требования которых направлены на индивидуализацию обучения и воспитания, а различные модели тьюторского сопровождения могут помочь педагогу реализовать данные требования.

Хорошо соотносятся с идеями и принципами тьюторского сопровождения компетентностный подход в образовании, личностно-ориентированные модели в образовании, технологии развивающего обучения [8].

Итак, тьютор – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальной образовательной программы обучающегося и сопровождает процесс индивидуального образования. Тьютор не передает знания, а помогает их приобретать, сопровождая процесс индивидуализации обучения [7,342] Перевод термина «тьютор» (англ. tutor от лат tueor - наблюдаю, забочусь) помогает понять значение этого направления педагогической деятельности.

Главная задача учителя – научить, психолога – помочь, а тьютора – сопровождать в образовательном движении, работать с ресурсами и самодвижением человека. Тьютор может помочь в поисках цели, а затем и в движении к ней [15]. При организации тьюторского сопровождения студенту необходимо понять свои возможности и образовательные перспективы, осознать перспективу и желаемый результат обучения, т.е. составить свою индивидуальную образовательную программу [1,83].

Главный инструмент обучения, воспитания и одновременно базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – это создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Причем изменения вносятся в зависимости от результатов совместного анализа успехов и продвижения обучающегося по пути освоения знаний, умений и приобретения компетенций [13,50].

В образовательные организации не обязательно вводить должность тьютора, вначале достаточно изменить позицию педагога, превратив его в педагога-тьютора. Согласно мнению А.Г. Чернявской, тьютор характеризуется как преподаватель нового типа, играющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-профессиональному развитию. При этом тьюторство рассматривается как разновидность педагогической деятельности, качественное отличие которой определяется, прежде всего, выстраиванием пространства совместной деятельности педагога-тьютора и обучаемого [8]. Тьюторство помогает обучающемуся научиться формулировать свой образовательный заказ, быть автором своей образовательной истории [16].

Если рассматривать тьюторское соспровождение как технологию, то должен быть определенный алгоритм взаимодействия тьютора и тьюторанта, строящийся на соблюдении определенных этапов этого взаимодействия. Т.М. Ковалева, автор учебников по тьюторству, предлагает

следующую последовательность взаимосвязанных этапов:

диагностический этап. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, определяет имеющийся у тьюторанта начальный объем знаний по теме заявленного интереса. На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует готовности продолжать сотрудничество. В целом работа на данном этапе направлена, прежде всего, на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности;

проектировочный этап; необходимым условием для реализации этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Составляется «Карта познавательного интереса». Основными задачами тьютора на данном этапе является поддержка самостоятельности и активности, стремления тьюторанта отыскать собственный оригинальный способ заполнения карты познавательных интересов;

реализационный этап; на этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска;

аналитический этап; на этом этапе анализируются трудности, возникшие во время работы, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи с аудиторией. Завершается аналитический этап планированием будущей работы. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действий, так и способы действий окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения[3, 81 - 87].

Для эффективного осуществления тьюторского сопровождения Ковалевой Т.М. и ее коллегами была разработана Ресурсная схема общего тьюторского действия.

Эта ресурсная схема тьюторского сопровождения помогает учащемуся или студенту учесть все возможности окружающего культурно – образовательного пространства, а также выявить свои личные способности и возможности и направить их на результативное достижение поставленных образовательных целей.

Ресурсная схема тьюторского сопровождения

Пространство работы тьютора графически можно изобразить в виде трех взаимно перпендикулярных координатных осей: X, Y, Z, задающих, соответственно, вектора тьюторского действия.

Х – социальный вектор тьюторского действия,

Y – культурно-предметный вектор тьюторского действия,

Z – антропологический вектор тьюторского действия.

Рассмотрим каждый из векторов тьюторского действия подробнее.

1. Х – социальный вектор тьюторского действия

Данный вектор тьюторского действия предполагает работу с множеством образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных образовательных учреждений. Находясь в одной из точек образовательной инфраструктуры (конкретном классе, кружке или факультативной группе и т.д.), учащийся или студент часто даже не предполагают образовательные возможности всей этой инфраструктуры в целом (какие факультативы или элективные курсы проходят в это же время в другом классе, какие секции и кружки существуют в другой школе и т. д.). Задача тьютора и состоит в том, чтобы вместе со своим тьюторантом увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту образовательных возможностей с точки зрения их ресурсности для реализации конкретной индивидуальной образовательной программы каждого студента и школьника.

Учащийся в процессе тьюторских консультаций узнает о тех местах в социуме (спецкурсы, тренинги, клубы, открытые семинары, конференции и т.п.), где он может чему-либо научиться в ходе реализации своей образовательной программы.

2. Y – культурно-предметный вектор тьюторского действия

Этот вектор указывает на направленность работы тьютора с предметным материалом, выбранным его тьюторантом. Тьютор фиксирует продвижение школьника или студента в границах интересующего его предмета и с помощью предметных консультантов (других педагогов, специалистов в данной предметной области, предметных экспертов и т. д.) помогает тьюторанту войти в освоение определенной культурной традиции.

Так как предметные границы всегда в большей или меньшей степени условны, то работа в любом предмете, выбранном учащимся (биология, математика, литература и т.д.) на каком-то этапе будет обязательно привлекать знания других предметных областей и тем самым расширять границы самого предметного знания. Изменение границ предметного знания становится направлением специальных тьюторских консультаций и вносит изменения и дополнения в реализацию индивидуальной образовательной программы каждого школьника или студента.

3. Z – антропологический вектор тьюторского действия

Говоря о реализации собственной индивидуальной образовательной программы, каждый обучающийся должен понимать, какие требования реализация этой программы предъявляет, именно к нему; на какие свои качества он уже может опереться, а какие ему еще необходимо формировать. Тьютор в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить антропологические требования каждой индивидуальной образовательной программы. Конечный же выбор всегда остается за самим учащимся: принимать данный антропологический вызов или корректировать образовательную программу на основании своих уже сформированных ранее качеств.

Таким образом, в целом, работа тьютора или педагога, обладающего тьюторской компетентностью, в каждом из указанных нами выше направлений (социальном, культурно-предметном, антропологическом) позволяет обучающимуся увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать весь потенциал открытого образования для построения своей собственной индивидуальной образовательной программы[3, 92-93].

Полное тьюторское действие включает в себя следующие этапы:

создание «избыточной среды»;

«навигация» выбора;

обсуждение стратегии следующего шага [3,92-93].

Создание «избыточной среды» подразумевает, что обучающемуся дается очень много информации по интересующему его предмету. Информация может быть не вполне структурирована и обработана, но определенное время обучающийся должен находиться в условиях постоянного поиска новой информации, которая впоследствии может помочь ему определиться с его интересами в рамках его возможностей.

Следующим шагом будет организация тьютором помощи в поисках направления движения. И, наконец, необходимо преступать к конкретным шагам по претворению в жизнь задуманного плана...

Полный вариант статьи во вложении (doc, 66KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru