Положительный опыт формирования у студентов навыков предпринимательства, эффективного поведения на рынке труда и в трудовом коллективе
Автор: Кузнецова Ираида Александровна, заведующая кафедрой профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОСМетодические рекомендации для студентов и преподавателей СПО
На современном этапе развития общества увеличивается потребность в формировании молодых предпринимателей, которые способны будут играть активную роль в бизнесе, экономике и обществе в целом. На совещании в Правительстве Российской Федерации по вопросам развития предпринимательства (14 мая 2008 года) была поставлена задача − к 2020 г. добиться, чтобы 60-70% активного населения страны занимались предпринимательской деятельностью.
Однако необходимо признать, что в настоящее время у выпускников средних профессиональных учреждений практически не сформированы способы эффективного поведения на рынке труда, направленные на самостоятельный поиск работы или форм занятости.
Эффективное поведение на рынке труда – это способность оперативно решать актуальные социально-профессиональные задачи: поиск работы (или другой формы трудовой занятости), трудоустройство (создание собственного дела), обоснование своих возможностей при собеседовании с работодателем, адаптация на рабочем месте и т. д.
В целом эффективное поведение на рынке труда складывается из нескольких составляющих:
- освоение технологий поиска работы;
- владение техниками самопрезентации;
- умение правильно вести себя во время собеседования;
- адаптация на рабочем месте;
- построение карьеры.
Необходимо отметить, что в учреждениях среднего профессионального образования проводится работа со студентами по освоению технологий поиска работы, по овладению приемами правильного поведения во время собеседования, студентов обучают приемам написания резюме и самопрезентации. Однако навыки предпринимательства у выпускников развиты недостаточно, и на их формирование не делается акцент во время профессионального обучения.
В нашей работе мы остановимся более подробно на формировании у студентов навыков предпринимательства или самозанятости в связи с тем, что молодежь часто сталкивается с огромными трудностями на пути планирования собственной профессиональной траектории, несмотря на то, что молодые люди – самая активная часть социума, способная быстро реагировать на любые изменения в обществе. Молодежь обладает большим потенциалом и способностью к предпринимательской деятельности, чем другие возрастные категории. По данным ВЦИОМ за 2013 год, 23% россиян обнаруживают желание открыть свой бизнес. Среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет процент желающих открыть свое дело достигает 56 [8, 4].
Несмотря на позитивный мотивационный настрой, в России достаточно низкий уровень выживаемости компаний. Лишь 33% созданных компаний способны пережить рубеж начальной стадии. Для сравнения: в странах Западной Европы, США такой показатель превышает 50% [8, 4].
Как мы уже отмечали, молодые люди часто сталкивается с огромными трудностями на пути создания собственных предприятий. К таким проблемам в первую очередь относятся:
1) социальные настроения. На сегодняшний день в социальных и культурных взглядах общества слабо выраженной остается поддержка инициативности и предпринимательства. Многие считают, что молодым людям нужно получить образование, чтобы в дальнейшем устроиться на стабильную работу и получать зарплату. Молодежь в большинстве своем не готова идти на риск, создавать новое, она воспринимает предпринимательство скорее в контексте преодоления трудностей, чем достижения успеха;
2) содержание образования. В нынешних учебных заведениях молодые люди получают необходимые знания в области экономики, но у них не формируются поведенческие компетенции и стимулы, которые необходимы
для успешной предпринимательской деятельности. Сегодня система образования ориентирована скорее на успешную сдачу экзаменов и подготовку специалистов к работе. Лишь в последнее время наблюдается тенденция появления в учебных заведениях курсов и учебных программ по предпринимательству и проектной деятельности;
3) стартовые условия. Мероприятия, реализуемые с целью поддержки малого предпринимательства для молодежи как социальной группы, пока не дают желаемого эффекта. Финансовые, административные, правовые и информационные барьеры, препятствующие молодежи создавать собственный бизнес, до сих пор остаются труднопреодолимыми;
4) неинформированность молодежи об организациях, осуществляющих государственную поддержку малого предпринимательства (66% опрошенных, планирующих в будущем создать свой бизнес, не владеют информацией, какую поддержку они могли бы получить на местном уровне).
На этом фоне вполне естественным является рост интереса к обучению предпринимательству. 1. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2314 «Свой бизнес: за и против». По данным опроса, который проводился в 2013 г. в рамках проекта Global Competitiveness Report, 79% опрошенных предпринимателей сочли необходимым разработку и внедрение специальных программ обучения предпринимательству в сферу формального обучения в колледжи и университеты [3, 99-112].
В настоящее время в России государственная поддержка развития молодежного предпринимательства на федеральном уровне осуществляется в рамках федеральной программы «Ты – предприниматель». Целью этой программы является стимулирование активности молодых людей в сфере предпринимательской деятельности путем реализации в регионах системы мер, направленных на развитие молодежного предпринимательства.
В Рязанской области в рамках программы «Ты – предприниматель» реализуются три образовательных проекта для потенциальных и действующих молодых предпринимателей. Курирует программу министерство молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области, руководитель программы – Екатерина Тимохина. Цель программы – стимулирование активности молодежи в сфере предпринимательства путем реализации на территории Рязанской области действенной системы мер, направленной на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность. Полный вариант программы «Ты – предприниматель» представлен в Приложении 1. Необходимо отметить, что активная деятельность по реализации этой программы в регионе уже начата. Среди молодых людей пользуются популярностью бесплатные образовательные курсы, рассчитанные на молодых людей, которые собираются открыть собственное дело или уже являются предпринимателями. Курс «Бизнес для меня» позволяет обучить основам предпринимательской деятельности и бизнес-планированию молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. Образовательный курс «От идеи до бизнеса» рассчитан на студентов и выпускников учреждений профессионального образования в возрасте от 20 до 22 лет. Третий образовательный проект «Школа молодежного предпринимательства» закончили около 270 человек, причем свыше 50% его выпускников стали успешными предпринимателями. Занятия проводят ведущие бизнес-тренеры Рязани и Москвы. Для участия в обучении молодым людям необходимо подать заявку и зарегистрироваться на сайте http://molpred62.ru.
То, что молодых предпринимателей поддерживают на государственном уровне, это, безусловно, повышает привлекательность предпринимательской деятельности, однако образовательные организации не должны стоять в стороне от формирования основных предпринимательских компетенций.
Вместе с тем в настоящее время в России пока не существует целостной, понятной, логично сконструированной системы предпринимательского образования. Вузы и колледжи в должной степени не участвуют в обучении предпринимательству, а существующая практика обучения предпринимательству не отвечает современным требованиям. Форма и содержание обучения предпринимательству отстают от рыночных запросов. Требуется изменение концептуального подхода к обучению предпринимательству, основанного на передаче знаний. Это связано с тем, что набор знаний уступает по эффективности обладанию компетенциями, которые могут появиться только в процессе самостоятельной деятельности обучающихся. Предлагаемый подход к обучению предпринимательству основывается на концепции, рассматривающей предпринимательскую деятельность как целенаправленный процесс с обязательным участием и активной деятельностью индивида [4, 220].
Научный руководитель Лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ Чепуренко А.Ю. выделяет 5 блоков компетенций, которые важны для предпринимателя.
Система предпринимательских компетенций
№ |
Компетенция |
Личность |
1 |
Знать, зачем? |
Готовность к самоотдаче, риску, выдержка, вера в себя |
2 |
Знать, как? |
Профессиональные знания и умения |
3 |
Знать, кто? |
Навык сетевого общения |
4 |
Знать, когда? |
Навыки и интуиция |
5 |
Знать, что? |
Общие знания, технологические знания |
Пункты №1 и №4 таблицы отражают в значительной степени врожденные качества, хотя и эти навыки и умения могут быть усилены в ходе образования. Пункты №№2, 3, 5 – это то, что может быть сформировано в ходе предпринимательского образования на разных его уровнях – среднем, среднем специальном, высшем профессиональном [14, 15-26].
Для того, чтобы стать успешным предпринимателем, нужно, чтобы молодой человек усвоил и реализовал полный набор предпринимательских компетенций, которые ему будут необходимы для достижения успеха. Заместитель директора по инновационному развитию и информатизации Сибирского института управления Скурихина Т.Г. предлагает следующую модель компетенций молодого предпринимателя.
Общие предпринимательские компетенции
Успехи и достижения
|
• Использование возможностей • Инициатива • Владение и использование информации • Настойчивость • Ответственность за обязательства |
Взаимодействие и отношения
|
• Надежность и честность • Признание важности деловых отношений • Развитие деловых контактов • Имидж |
Образование
|
• Стремление к самосовершенствованию • Ориентация в профессиональной сфере • Повышение эффективности |
Личностные возможности
|
• Опыт и экспертиза • Работоспособность и трудолюбие • Самоорганизация • Осознание собственных возможностей • Креативность и нестандартное мышление • Последовательность |
Лидерство
|
• Уверенность в себе • Влияние и убеждение • Умение работать в команде • Директивность • Повышение уровня образования сотрудников |
Предпринимательское мышление
|
• Целенаправленность и планирование • Разрешение проблемных ситуаций • Эффективность • Результативность |
[10, 157-162]/
Успешная предпринимательская деятельность возможна только при условии формирования всех перечисленных компетенций.
Система обучения предпринимательства, очевидно, должна быть непрерывна. Это первое, чего в России так недостает. Во многих западных странах идея предпринимательства начинает пропагандироваться уже в средней школе. Ну и затем, конечно, более серьезно – в старшей школе. В некоторых странах таким образом реализуются профориентационные учебные курсы, чтобы в значительной степени сформировать у обучаемых не только навыки в каком-то полезном ремесле, но и некоторые начальные навыки и представления о том, как создать свой бизнес, если вы в этом ремесле захотите стать самозанятым или предпринимателем, т. е. создать индивидуальное предприятие или микрофирму. В качестве примера можно привести Германию, которая благодаря системе дуального образования (старшеклассники 3 дня в неделю проводят в школе, а 2 – на крупных предприятиях, где с ними в цехах работают мастера-наставники) имеет огромное количество ремесленников, являющихся, по сути, микропредпринимателями, которые достаточно успешно ведут свое дело [14, 15-26].
Сотрудники Уральского федерального института Паникарова С.В., Иванова А.В. и др. провели исследование особенностей и положительных практик реализации образовательных программ по предпринимательству в образовательных организациях разных стран и пришли к мнению, что обучение предпринимательству в образовательных организациях обычно носит комплексный характер. В систему формирования предпринимательских компетенций входит несколько элементов:
• формирование предпринимательских знаний и навыков в процессе обучения;
• поддержка предпринимательской деятельности с помощью развитой инфраструктуры;
• проведение научных исследований в области предпринимательства;
• развитие сетевого коммуникационного предпринимательского пространства [5, 26-38].
Необходимо отметить, что если из системы удаляется один из блоков, дальнейшее ее функционирование затрудняется или прекращается.
То, что молодежь нуждается в обучении основам предпринимательства и бизнес-планирования, безусловный факт. В настоящее время имеется положительный опыт организации подобного обучения. В некоторых образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования в образовательный процесс последовательно включаются элементы обучения и вовлечения студентов в предпринимательскую деятельность. Например, в Сибирском институте управления для студентов разработана программа «Бизнес-акселерация». «Бизнес-акселерация» – это образовательная программа в области предпринимательства и бизнес-планирования, целью которой является создание благоприятных условий, способствующих вовлечению молодых людей в предпринимательскую деятельность.
Задачи программы «Бизнес-акселерация»:
• популяризация предпринимательской деятельности среди студентов вузов;
• обучение студентов вузов основам бизнес-планирования и предпринимательства;
• поддержка и сопровождение начинающих предпринимательскую деятельность студентов вузов.
Программа «Бизнес-акселерация» способствует повышению экономической и правовой грамотности молодых предпринимателей.
Разделы |
Деятельность |
Кол-во часов |
Обучение
|
Лекции, семинары- практикумы, круглые столы
|
44
|
Разработка проектов
|
Самостоятельная работа под руководством кураторов
|
22 |
Защита результатов проектных работ
|
Экспертиза проектов
|
4
|
ИТОГО |
|
70 |
Работа по разработке проектов участников программы «Бизнес-акселерация» позволяет сформировать у студентов, обучающихся в вузах, мотив к созданию собственного бизнеса. Кроме того, вовлечение студентов старших курсов в программу «Бизнес-акселерация» в качестве лекторов и кураторов позволяет обеспечить им практикоориентированное обучение по изучаемым дисциплинам [8, 5-15].
Один из вариантов обучения студентов среднего профессионального образования предпринимательской деятельности представлен в ГБОУ СПО Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23 г. Москвы.
В колледже введен специальный курс предпринимательства. Преподаватель профессиональной образовательной организации должен помочь молодым предпринимателям проанализировать сложившуюся на рынке ситуацию и сформировать линию поведения, наиболее эффективную с точки зрения достижения результатов предпринимателем. Целью проведения курса предпринимательства должно стать формирование системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности субъекта, что подготовит слушателей к самостоятельной предпринимательской работе и поможет избежать при этом наиболее типичных ошибок.
Курс предпринимательства будет способствовать:
– формированию у слушателей систематизированного представления об основах рациональной организации деятельности в области бизнеса, что должно помочь успешному началу профессиональной карьеры и обеспечить перспективу дальнейшего продвижения по служебной лестнице;
– развитию личностных факторов, таких как предпринимательство, инициативность, способность рисковать, принимать самостоятельные управленческие и организационные решения.
По итогам проведенных занятий слушатели курса предпринимательства должны знать:
– коммерческо-деловую терминологию, отвечающую современным международным нормам предпринимательства;
– начальный объем информации, необходимой любому современному предпринимателю, а именно: основы законодательства (гражданского, трудового, налогового и др.), основы экономики предприятия, понятие о капитале; о формах его существования и движения, финансово-кредитного дела, системы учета и отчетности и т. п.;
– необходимую информацию о правовых и экономических аспектах создания собственного предприятия;
– возможные риски, с которыми сталкивается предприниматель в ходе своей деятельности, особенно на начальном этапе, в тех или иных конкретных условиях;
– актуальные вопросы развития предпринимательства в России и его зарубежный опыт.
Изучив курс предпринимательства, слушатель будет уметь:
– определять свои возможности в предпринимательской деятельности;
– использовать знания основ предпринимательства для организации своего дела;
– анализировать конкретные ситуации повседневной деловой жизни;
– систематизировать и отрабатывать быстро изменяющуюся экономическую информацию, необходимую для принятия правильных деловых решений;
– ориентироваться в быстроменяющейся рыночной конъюнктуре и своевременно изменять направления своего предпринимательства;
– добиваться эффективных результатов предпринимательской деятельности, ее прибыльности и прогрессивности, проявляя при этом деловую и инвестиционную активность.
Занятия по предпринимательству могут проводиться в различных формах, таких как экспедиции, ситуационные практикумы, пресс-конференции и т. д., но наиболее эффективной формой можно считать проведение сквозных практических занятий с разработкой предпринимательских монопроектов.
Общая структура моно-проекта должна содержать три части:
- вводную – 10%,
- основную – 80%,
- заключение – 10%.
Частная структура конкретного моно-проекта может содержать следующие разделы.
1. Планирование производственной программы организуемого предприятия.
2. Планирование потребности в оборотных средствах.
3. Планирование численности персонала по категориям и фонд оплаты труда потенциальных служащих.
4. Планирование затрат на производство продукции и (или) оказания услуг.
5. Расчет калькуляции на единицу продукции (услуг).
6. Формирование системы ценообразования и расчет плановых показателей прибыли.
Распространение практики обучения предпринимательству и вместе с тем развитие предпринимательского мышления и навыков обучающихся позволит дать правильные ориентиры начинающим предпринимателям, существенно повысить востребованность выпускников на рынке труда, а также в должной мере подготовить слушателей образовательных программ к успешной предпринимательской деятельности [2, 167-172].
Идея систематизированной подготовки студентов к предпринимательской деятельности нашла отражение в создании инновационного проекта «Развитие предпринимательских способностей студентов на базе краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания».
Проект посвящен решению проблемы развития предпринимательской активности студентов колледжа. Целевым назначение проекта является вовлечение молодежи в практику предпринимательской активности путем создания педагогических условий развития предпринимательских способностей студентов. В Приложении 2 представлены этапы реализации данного проекта [1, 3-19].
Организация собственного бизнеса, предпринимательская инициатива требуют среди прочих и таких компетенций, как командная работа, ориентированность на общий результат и готовность брать на себя ответственность за него, а не только за свою часть работы. Во многих программах обучения предпринимательству проектная, командная работа, когда группа студентов в рамках освоения учебного курса должна проделать совместную работу и презентовать ее результаты по его завершению, стали нормой учебного процесса. С другой стороны, преподавателю учебного курса важно оценить работу не только проектной группы, но и вклад в нее каждого студента. В свою очередь, умение выстроить систему мотивации в предпринимательской команде, поощряющую и достижение общего командного результата, и индивидуальный вклад в него каждого, также относится к значимым предпринимательским компетенциям. И их развитие важно и возможно организовать уже в процессе работы над студенческими проектами [13, 195-206].
В качестве технологии реализации процесса формирования предпринимательских компетенций в образовательных организациях часто используется проектный метод, который дает возможность реализовывать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание.
В институте экономики и предпринимательства ННГУ им. Лобачевского в курсе «Основы предпринимательства» предусмотрена работа над групповым проектом по созданию стартапа и разработке бизнес-плана.
Работа над конкретными проектами актуализирует самостоятельное мышление и деятельность, особо востребованные в предпринимательстве, формирует групповое взаимодействие, развивает творческую инициативу студентов.
Использование проектного подхода в обучении предпринимательству позволяет достигать следующих результатов:
– ориентирует на конечные цели, близкие к целям бизнеса;
– оптимизирует учебный процесс, максимально приближая его к практике конкретного бизнеса;
– концентрирует внимание на основных профессиональных предпринимательских компетенциях и расширяет их диапазон;
– позволяет создавать интегрированные курсы для обучения эффективному ведению бизнеса.
Студентами данного института был разработан и принят к реализации проект по совершенствованию деятельности ООО «Автозаводский универмаг». Его разработка позволила сформировать и развить основные предпринимательские компетенции в торговом бизнесе.
Институт экономики и предпринимательства ННГУ совместно с администрацией Автозаводского района города Нижнего Новгорода реализовал комплексный социально-ориентированный проект «Анализ потребительских цен социально-значимых товаров». Этот проект интегрирован с учебным процессом для студентов 2-го и 3-го курсов, обучающихся по направлению «Торговое дело». Реализация проекта позволила в рамках курсов «Статистика» и «Экономика организации» вести обучение студентов через практику в тесной связи с научным исследованием. Изучая статистику, студенты проводили статистическое наблюдение за ценами на социально значимые товары. Собранный материал был обработан и на его базе дана оценка вариации и динамики потребительских цен. В рамках курсового проектирования по дисциплине «Экономика организации» студенты исследовали состояние и проблемы развития предпринимательской деятельности в Автозаводском районе, инвестиционную активность торгового бизнеса, вопросы ценообразования в современных условиях и др.
Так, например, результаты выполненных исследований были рассмотрены на защите курсовых работ, которая прошла в формате конференции «Состояние и перспективы развития торговли и общепита в Автозаводском районе Нижнего Новгорода» с участием представителей администрации Автозаводского района. В работе этой конференции активно участвовали студенты не только третьего, но и второго курса, что обеспечивает определенную преемственность в работе по проблемам развития потребительского рынка в современных экономических условиях. И наконец, к выпускному курсу, к моменту подготовки дипломной работы, студенты не только имеют возможность использовать результаты ранее выполненных по проекту исследований, но они уже четко ориентированы на решение конкретных экономических проблем своего региона [11, 217-220].
Еще одним интересным примером развития навыков предпринимательской деятельности у студентов является создание на базе Пензенского многопрофильного колледжа Центра развития предпринимательских компетенций. С 2013 года Пензенская область является федеральной экспериментальной площадкой по реализации модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на основе формирования компетенций в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Региональная модель объединяет взаимосвязанные проекты и отдельные мероприятия, а именно учебный курс «Основы предпринимательства», областной конкурс бизнес-проектов, проекты «Обучение через предпринимательство» и «Открытые двери в мир бизнеса», творческий конкурс «Каким я вижу мир бизнеса», выставки-ярмарки субъектов предпринимательства, конференции, дискуссионные площадки и тренинги и пр. План работы Центра развития предпринимательских компетенций Пензенского много профильного колледжа представлен в Приложении 3.
Таким образом, на современном этапе развития общества, экономики и образования подготовка к предпринимательской деятельности становится необходимой составляющей образования квалифицированного специалиста. Развитие предпринимательских способностей дает возможность студентам в дальнейшем расширить возможность трудоустройства, повышает их конкурентоспособность на современном рынке труда и будет способствовать развитию их потенциала и индивидуальных способностей.
Вложенный файл содержит полную версию методических рекомендаций с приложением, zip, 86 KB
Скачать вложение