Урок профессиональной ориентации
Автор: Ларина Марина Евгеньевна, зав. центром научно-методического и аналитического сопровождения профессионального образования, старший преподаватель кафедры ПОиППС ФГОСМетодический материал для проведения внеклассного мероприятия «Урок профессиональной ориентации» в рамках интерактивной выставки «Образование и карьера» в общеобразовательных учреждениях Рязанской области
Рассмотрено на заседании кафедры профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОС. Протокол заседания кафедры №2 от 30.11.2020.
Аннотация
Примерный опорный план-конспект профориентационного урока в рамках интерактивной выставки «Образование и карьера»
Внеклассное мероприятие «Урок профессиональной ориентации» проводится в рамках интерактивной выставки «Образование и карьера». Выставка организуется с целью информирования населения о региональной системе подготовки востребованных квалифицированных кадров для отраслей экономики, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики Рязанской области, популяризации среди молодежи профессий рабочих, служащих и специальностей, в рамках празднования 80-летия системы профессионально-технического образования.
Цели урока:
Образовательные:
-
подчеркнуть роль учебных предметов в получении профессионального образования;
-
познакомить участников урока с особенностями регионального рынка труда и современного мира профессий;
-
сформировать положительную мотивацию учащихся к потенциальной возможности учиться и работать в регионе на востребованных специальностях;
-
активизировать процесс профессионального самоопределения, расширить представления о различных сферах труда, о мире профессий;
-
научить получать информацию о профессиональном ориентировании, поиске места учебы, работы.
Развивающие:
-
развитие умственной деятельности (способности делать выводы), мышления, речи, мотивационной сферы (мотивации на сознательный выбор профессии);
-
формирование потребности в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности (научить анализировать свои возможности и способности).
Воспитательные:
-
формирование положительной профессиональной мотивации;
-
ответственного отношения к выбору профессии;
-
создание атмосферы сотрудничества в коллективе.
Задачи урока:
-
сформировать положительное отношение к выбору профессиональной траектории и повысить компетентность;
-
дать информацию о количестве профессий, а также о новых, редких и престижных профессиях, продемонстрировать учащимся особенности профессии;
-
познакомить с технологиями поиска нужной профессии;
-
изменить представления о возможностях построения образовательной и карьерной траектории;
-
показать возможности для учебы/работы в регионе для выпускников школы.
Тип урока: комбинированный
Урок является комбинированным, поэтому рекомендуется использовать разные методы и их оптимальное сочетание, что позволит в рамках урока обеспечить смену видов деятельности и вовлечь в активную работу максимальное количество обучающихся, повысить эффективность образовательной деятельности.
Формы урока:
- дискуссии, диспуты;
- беседы;
- конференции.
Формы рекомендуется использовать разные в их оптимальном сочетании.
Оборудование:
- мультимедиапроектор, компьютер, интерактивная доска и т.д.;
- наглядные информационные материалы (презентации, фотографии, видеоролики, фильмы, буклеты для демонстрации наиболее интересных профессий, информация о вакансиях региона).
Примерные основные этапы урока:
Деятельность учителя, вопросы для рассмотрения и обсуждения |
Возможные варианты ответов учеников |
1) Организационный этап (планируемое время – 2 мин.) |
|
Приветствует обучающихся. Проверка готовности к уроку, присутствие обучающихся. |
|
Инструктирует о ходе урока, о деятельности на уроке в целом. |
|
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (планируемое время -3 мин.) |
|
Что Вы знаете о профориентации? Для чего она нужна? |
Для правильного выбора жизненного пути. |
Мечтали ли Вы в детстве о какой-либо профессии? Изменилась ли Ваша мечта? Почему меняются желания по выбору профессии с возрастом? |
Чем больше люди узнают о разных профессиях, меняются жизненные ценности, интересы и др.. |
Что, по вашему мнению, важно для правильного выбора профессии? |
Знать, для чего нужны разные профессии. Понимать свои желания. Правильно оценивать свои способности. Знать, какие профессии востребованы. |
3) Актуализация знаний (планируемое время – 5 мин.) |
|
Разминка, викторина, игра. Что мы знаем о профессиях.(Возможные варианты реализации – кроссворд, викторина-презентация и т.д.) |
Угадывают названия профессий по определению |
Описание профессии может быть словесным, графическим, загадка, демонстрация предмета обмундирования, формы и т.д. |
|
4) Первичное усвоение новых знаний (планируемое время -15 мин.) |
|
Слышали ли Вы такую формулу выбора профессии: «хочу-могу-надо»? Как вы ее понимаете? Профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну единственную. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо». |
Хочу – значит понять свои желания, интересы. Могу – раскрыть свои склонности, способности. Надо – значит выбрать профессию, которая будет востребована в регионе, не устареет и не пропадет в будущем. |
В первую очередь надо понять, что вы хотите и что можете. Что в этом может помочь? |
Тестирование. Профдиагностика. |
Рассказ о важности профдиагностики. О сайтах и проектах https://proektoria.online/, Билет в будущее https://bilet.worldskills.ru/ и другие. |
Рассказ ребят об опыте участия в профдиагностике и результате. |
Для успеха в будущей работе, карьерного роста и профессионального комфорта – важно, чтобы работа была по силам и нравилась. Для этого нужно больше узнать о разных отраслях и направлениях. Как это можно сделать? |
Экскурсии, просмотры видеороликов, участие в днях открытых дверей, рассказы взрослых и др. |
Для выявления склонностей, способностей можно посещать кружки, секции, а также небольшие профпробы. Например, онлайн профпробы на платформе проекта Билет в будущее. Погружаясь на короткое время в какой-либо вид деятельности можно понять, нравится он или нет. Какие еще способы можно назвать? |
Мастер-классы, дни открытых дверей в ВУЗах, ССУЗах, на заводах и производствах, различные имитационные и бизнес игры и др. |
Знаете ли вы, какие сейчас самые востребованные и популярные профессии? |
Блогер, артист, коммерсант, банкир |
Производят ли они какие-то блага для природы, других людей? Действительно ли они самые востребованные? Много ли таких специалистов требуется? |
Нет, не много. Кто-то должен строить, кормить и лечить людей и т.д. |
А если Вы мечтаете быть космонавтом, то найдете себе применение в нашем регионе? Знаете ли вы, какие отрасли экономики и промышленности востребованы в нашем регионе? |
Перечисляют известное им. |
Важно ли получать образование? И какую роль оно играет для карьеры и профессионального успеха в будущем? |
Важно получать качественное образование. Некоторые должности невозможно занимать без определенного образования. Также образование помогает развиваться в дальнейшем. Уметь учиться и самостоятельно развиваться в будущем при необходимости. |
Знаете ли вы разницу между уровнями образования? На какие должности можно претендовать с разными уровнями образования? В чем важность и привлекательность среднего профессионального образования. |
Приводят свои аргументы.Говорят о большем выборе профессий и специальностей, доступности, популярности. Отсутствии необходимости сдачи ЕГЭ и др. |
Современная значимость профессионального образования. Популярность рабочих профессий (о движении ворлдскиллс). |
Отвечают на вопросы, рассказывают, что знают о движении «Молодые профессионалы» |
Как узнать информацию по направлениям, группам профессий и специальностей? (региональный проект «Ключи к профессии», сгруппированная информация обо всех профессиях и специальностях СПО региона на сайте ключикпрофессии62.рф) |
Рассказывают, что знают о системе профобразования региона, о каких специальностях слышали. |
Как получить свежую, достоверную и полезную информацию обо всех учреждениях СПО региона (справочная информация с qr-кодами) |
|
Куда трудоустраиваются выпускники СПО, с какими предприятиями сотрудничают колледжи и техникумы (справочная информация с qr-кодами) |
|
5) Первичное закрепление (планируемое время – 5 мин.) |
|
Что Вы знаете о профессиях будущего? Знакомство с атласом новых профессий https://atlas100.ru/ |
Просматривают слайды с описанием некоторых профессий с сайта. |
Как вы думаете, какие из профессий будущего или похожие на них уже есть в нашем регионе? В каких колледжах они реализуются? |
Называют робототехнику, информационную безопасность, программирование, дизайнер, и другие. |
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (планируемое время – 3 мин.) |
|
В качестве домашнего задания могут быть предложены разные виды деятельности с рассмотренными ресурсами и информацией. Пример в приложении 3. |
Задают вопросы о выполнении домашнего задания. |
7) Рефлексия (подведение итогов занятия). (планируемое время – 2 мин.) |
|
Краткое подведение итогов урока. Подведение итогов профтестирования (выдача результатов из личных кабинетов, обсуждение хода тестирования и др.) |
Знакомятся с результатами тестирования. |
Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их: - сегодня я узнал... - было трудно… - я понял, что… - я научился… - я смог… - было интересно узнать, что… - меня удивило… - мне захотелось… и т.д. |
Устно по желанию или письменно на листочках учащиеся продолжают 1-2 фразы с целью рефлексии. |
Рекомендуемые ресурсы:
Пройти профдиагностику
https://bilet.worldskills.ru/tests
Узнать больше о разных профессиях
https://bilet.worldskills.ru/map-of-professions/professional-areas
https://proektoria.online/catalog
Открытые уроки по профессиям
https://proektoria.online/lessons
Информация по учреждениям СПО Рязанской области
http://ключикпрофессии62.рф/направления-подготовки-в-спо/
https://minobr.ryazangov.ru/department/organizations/ogou_middle/
Полный текст с приложениями во вложении (Документ doc 500KB)
Скачать вложение