РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Урок профессиональной ориентации

Автор: Ларина Марина Евгеньевна, зав. центром научно-методического и аналитического сопровождения профессионального образования, старший преподаватель кафедры ПОиППС ФГОС

Методический материал для проведения внеклассного мероприятия «Урок профессиональной ориентации» в рамках интерактивной выставки «Образование и карьера» в общеобразовательных учреждениях Рязанской области

Рецензент: Карасева Светлана Николаевна, зав. кафедрой профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОС, кандидат психологических наук.
Рассмотрено на заседании кафедры профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОС. Протокол заседания кафедры №2 от 30.11.2020.

Аннотация
Методические рекомендации разработаны в соответствии с п.7 приказа Министерства образования и молодежной политики №1161 от 27.11.2020г. О проведении выставки «Образование и карьера».
Материал носит рекомендательный характер, может быть дополнен и модифицирован по усмотрению администрации школы, преподавателя, классного руководителя. Основной целью внеклассного мероприятия «Урок профессиональной ориентации» в рамках проведения региональной Выставки «Образование и карьера» является ознакомление обучающихся с основными способами получения информации о востребованных направлениях подготовки, специальностях, профессиях региона, определение путей и способов профессионального самоопределения, повышение привлекательности и узнаваемости образовательных организаций Рязанской области, реализующих программы среднего профессионального образования.

 Примерный опорный план-конспект профориентационного урока в рамках интерактивной выставки «Образование и карьера»

Внеклассное мероприятие «Урок профессиональной ориентации» проводится в рамках интерактивной выставки «Образование и карьера». Выставка организуется с целью информирования населения о региональной системе подготовки востребованных квалифицированных кадров для отраслей экономики, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики Рязанской области, популяризации среди молодежи профессий рабочих, служащих и специальностей, в рамках празднования 80-летия системы профессионально-технического образования.

Цели урока:

Образовательные:

  • подчеркнуть роль учебных предметов в получении профессионального образования;

  • познакомить участников урока с особенностями регионального рынка труда и современного мира профессий;

  • сформировать положительную мотивацию учащихся к потенциальной возможности учиться и работать в регионе на востребованных специальностях;

  • активизировать процесс профессионального самоопределения, расширить представления о различных сферах труда, о мире профессий;

  • научить получать информацию о профессиональном ориентировании, поиске места учебы, работы.

Развивающие:

  • развитие умственной деятельности (способности делать выводы), мышления, речи, мотивационной сферы (мотивации на сознательный выбор профессии);

  • формирование потребности в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности (научить анализировать свои возможности и способности).

Воспитательные:

  • формирование положительной профессиональной мотивации;

  • ответственного отношения к выбору профессии;

  • создание атмосферы сотрудничества в коллективе.

Задачи урока:

  • сформировать положительное отношение к выбору профессиональной траектории и повысить компетентность;

  • дать информацию о количестве профессий, а также о новых, редких и престижных профессиях, продемонстрировать учащимся особенности профессии;

  • познакомить с технологиями поиска нужной профессии;

  • изменить представления о возможностях построения образовательной и карьерной траектории;

  • показать возможности для учебы/работы в регионе для выпускников школы.

Тип урока: комбинированный

Урок является комбинированным, поэтому рекомендуется использовать разные методы и их оптимальное сочетание, что позволит в рамках урока обеспечить смену видов деятельности и вовлечь в активную работу максимальное количество обучающихся, повысить эффективность образовательной деятельности.

 Формы урока:

- дискуссии, диспуты;

- беседы;

- конференции.

Формы рекомендуется использовать разные в их оптимальном сочетании.

Оборудование:

- мультимедиапроектор, компьютер, интерактивная доска и т.д.;

- наглядные информационные материалы (презентации, фотографии, видеоролики, фильмы, буклеты для демонстрации наиболее интересных профессий, информация о вакансиях региона).

 

Примерные основные этапы урока:

Деятельность учителя, вопросы для рассмотрения и обсуждения

Возможные варианты ответов учеников

1) Организационный этап (планируемое время – 2 мин.)

Приветствует обучающихся. Проверка готовности к уроку, присутствие обучающихся.

 

Инструктирует о ходе урока, о деятельности на уроке в целом.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (планируемое время -3 мин.)

Что Вы знаете о профориентации? Для чего она нужна?

Для правильного выбора жизненного пути.

Мечтали ли Вы в детстве о какой-либо профессии? Изменилась ли Ваша мечта? Почему меняются желания по выбору профессии с возрастом?

Чем больше люди узнают о разных профессиях, меняются жизненные ценности, интересы и др..

Что, по вашему мнению, важно для правильного выбора профессии?

Знать, для чего нужны разные профессии. Понимать свои желания. Правильно оценивать свои способности. Знать, какие профессии востребованы.

3) Актуализация знаний (планируемое время – 5 мин.)

Разминка, викторина, игра. Что мы знаем о профессиях.(Возможные варианты реализации – кроссворд, викторина-презентация и т.д.)

Угадывают названия профессий по определению

Описание профессии может быть словесным, графическим, загадка, демонстрация предмета обмундирования, формы и т.д.

 

4) Первичное усвоение новых знаний (планируемое время -15 мин.)

Слышали ли Вы такую формулу выбора профессии: «хочу-могу-надо»? Как вы ее понимаете?

Профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну единственную. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».

Хочу – значит понять свои желания, интересы. Могу – раскрыть свои склонности, способности. Надо – значит выбрать профессию, которая будет востребована в регионе, не устареет и не пропадет в будущем.

В первую очередь надо понять, что вы хотите и что можете. Что в этом может помочь?

Тестирование. Профдиагностика.

Рассказ о важности профдиагностики. О сайтах и проектах https://proektoria.online/, Билет в будущее https://bilet.worldskills.ru/ и другие.

Рассказ ребят об опыте участия в профдиагностике и результате.

Для успеха в будущей работе, карьерного роста и профессионального комфорта – важно, чтобы работа была по силам и нравилась. Для этого нужно больше узнать о разных отраслях и направлениях. Как это можно сделать?

Экскурсии, просмотры видеороликов, участие в днях открытых дверей, рассказы взрослых и др.

Для выявления склонностей, способностей можно посещать кружки, секции, а также небольшие профпробы. Например, онлайн профпробы на платформе проекта Билет в будущее. Погружаясь на короткое время в какой-либо вид деятельности можно понять, нравится он или нет. Какие еще способы можно назвать?

Мастер-классы, дни открытых дверей в ВУЗах, ССУЗах, на заводах и производствах, различные имитационные и бизнес игры и др.

Знаете ли вы, какие сейчас самые востребованные и популярные профессии?

Блогер, артист, коммерсант, банкир

Производят ли они какие-то блага для природы, других людей? Действительно ли они самые востребованные? Много ли таких специалистов требуется?

Нет, не много. Кто-то должен строить, кормить и лечить людей и т.д.

А если Вы мечтаете быть космонавтом, то найдете себе применение в нашем регионе? Знаете ли вы, какие отрасли экономики и промышленности востребованы в нашем регионе?

Перечисляют известное им.

Важно ли получать образование? И какую роль оно играет для карьеры и профессионального успеха в будущем?

Важно получать качественное образование. Некоторые должности невозможно занимать без определенного образования. Также образование помогает развиваться в дальнейшем. Уметь учиться и самостоятельно развиваться в будущем при необходимости.

Знаете ли вы разницу между уровнями образования? На какие должности можно претендовать с разными уровнями образования? В чем важность и привлекательность среднего профессионального образования.

Приводят свои аргументы.Говорят о большем выборе профессий и специальностей, доступности, популярности. Отсутствии необходимости сдачи ЕГЭ и др.

Современная значимость профессионального образования. Популярность рабочих профессий (о движении ворлдскиллс).

Отвечают на вопросы, рассказывают, что знают о движении «Молодые профессионалы»

Как узнать информацию по направлениям, группам профессий и специальностей? (региональный проект «Ключи к профессии», сгруппированная информация обо всех профессиях и специальностях СПО региона на сайте ключикпрофессии62.рф)

Рассказывают, что знают о системе профобразования региона, о каких специальностях слышали.

Как получить свежую, достоверную и полезную информацию обо всех учреждениях СПО региона (справочная информация с qr-кодами)

 

Куда трудоустраиваются выпускники СПО, с какими предприятиями сотрудничают колледжи и техникумы (справочная информация с qr-кодами)

 

5) Первичное закрепление (планируемое время – 5 мин.)

Что Вы знаете о профессиях будущего? Знакомство с атласом новых профессий https://atlas100.ru/

Просматривают слайды с описанием некоторых профессий с сайта.

Как вы думаете, какие из профессий будущего или похожие на них уже есть в нашем регионе? В каких колледжах они реализуются?

Называют робототехнику, информационную безопасность, программирование, дизайнер, и другие.

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (планируемое время – 3 мин.)

В качестве домашнего задания могут быть предложены разные виды деятельности с рассмотренными ресурсами и информацией. Пример в приложении 3.

Задают вопросы о выполнении домашнего задания.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия). (планируемое время – 2 мин.)

Краткое подведение итогов урока. Подведение итогов профтестирования (выдача результатов из личных кабинетов, обсуждение хода тестирования и др.)

Знакомятся с результатами тестирования.

Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их:

- сегодня я узнал...

- было трудно…

- я понял, что…

- я научился…

- я смог…

- было интересно узнать, что…

- меня удивило…

- мне захотелось… и т.д.

Устно по желанию или письменно на листочках учащиеся продолжают 1-2 фразы с целью рефлексии.

Рекомендуемые ресурсы:

Пройти профдиагностику

https://bilet.worldskills.ru/tests

 

Узнать больше о разных профессиях

https://bilet.worldskills.ru/map-of-professions/professional-areas

https://proektoria.online/catalog

 

Открытые уроки по профессиям

https://proektoria.online/lessons

 

Информация по учреждениям СПО Рязанской области

http://ключикпрофессии62.рф/направления-подготовки-в-спо/

https://minobr.ryazangov.ru/department/organizations/ogou_middle/

 

Полный текст с приложениями во вложении (Документ doc 500KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru