РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

Автор: Петракова Екатерина Ивановна, учитель русского языка "Пичкиряевская ОШ" - филиал МКОУ "Придорожная СШ" им. А.С. Новикова - Прибоя, Сасовский район, Рязанская область

К УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой (Из опыта работы)

Цель: сформировать у учащихся умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.

Задачи:

  • образовательные: систематизировать знания обучающихся о причастии и причастном обороте, познакомить учащихся с пунктуацией в предложениях с причастными оборотами; показать роль причастий в речи;
  • развивающие: развивать коммуникативные, языковые, лингвистические компетенции учащихся, их творческие способности; способствовать развитию интереса к творчеству А.С. Новикова – Прибоя;
  • воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку и литературе; прививать любовь к родной земле.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет А.С. Новикова – Прибоя, карточки с заданиями, текст рассказа А. С. Новикова – Прибоя «Две песни», толковый словарь.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

1. Организацион-ный момент

Мотивация к началу урока.

Регулятивные: саморегуляция

2. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания. Работа над ошибками.

2. Беседа.

- Что называется причастием?

- Каким членом предложения является причастие?

- Какую роль причастия играют в нашей речи?

- Приведите примеры причастий, показывающих красоту осенней природы нашего края.


3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

1. Работа по карточкам. Наблюдение.

- Сравните два предложения. Что общего между ними?

- Запишите эти предложения, выделите причастия, определите, есть ли у них зависимые слова.

Незаметно тихо, как закатный ветерок, влюблённый в ночную сирень, родилась песня.

За стеною исходила слезами и звуками обделённая на празднике жизни душа.

(В обоих предложениях есть зависимые слова при причастиях).

Делается вывод о структуре причастного оборота.

- Чем различаются предложения? (В одном случае причастный оборот выделен запятыми, в другом – нет).

- Сформулируйте тему урока (Знаки препинания при причастном обороте).

- Материалом для работы на уроке станет рассказ писателя Алексея Силыча Новикова – Прибоя «Две песни». Родина писателя – село Матвеевское, находящееся в нескольких километрах от нас. Летом вы побывали в доме – музее писателя. Поэтому предлагаю сегодня окунуться в творческий мир Алексея Силыча.

Запись в тетради даты, темы урока.

2. Постановка учебной задачи.

- Какова цель нашего урока и чему вы должны научиться? (Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами).

Регулятивные: умение формулировать цели и задачи урока.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Применение знаний

1. Выполнение тренировочных упражнений.

- Составьте схему рассмотренных предложений, графически обозначьте причастные обороты и определяемые слова. Какой вывод о постановке знаков препинания можно сделать? (Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми).

2. Запись выведенного правила в тетрадь-справочник.

3. Выполнение тренировочных упражнений.

- Запишите предложения, расставьте знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты и определяемые слова.

1. В сумерках окутавших комнату трауром грезил одинокий Сергей.

2. Перед усталым его взором тянулись угрюмой вереницей давние и недавние разочарования развеянные надежды загашенные жизнью гордые замыслы и намерения поникшей юности.

3. И протянулась надолго тишина проникнутая отзвуками песни.

4. И в объятии звуков пропитанных золотом зноя запахом цветов и моря думал он о той русской матери что в ином краю в иное время пела иную песню своему ребёнку.

5. Трепетала как ушибленная птица материнская скорбь в словах старых издавна печальных как родина её сложившая эту песню.

4. Наблюдение над языковыми особенностями рассказа (работа в группах.)

- Какие средства художественной выразительности использует автор в рассказе? (Сравнения, эпитеты, устаревшие слова).

1-я группа. Заполните таблицу примерами сравнений из рассказа.

2-я группа. Выпишите примеры эпитетов.

3-я группа находит в тексте устаревшие слова и определяет их значение, пользуясь толковым словарём.

Согбенная (устарелое и высокое). О людях: сгорбленный, согнутый.

Смежила – от смежить – сомкнуть, закрыть (глаза, веки).

Схимница – монахиня, принявшая схиму – высшую монашескую степень, требующую выполнения суровых аскетических правил.

- Для чего автор использует эти средства художественной выразительности? (Они дают возможность читателю прочувствовать глубину искренней любви героя рассказа Сергея к Родине. Немаловажную роль в этом играют многочисленные сравнения, красивые эпитеты, некоторые из которых выражены причастиями. Пример рассказа А.С. Новикова-Прибоя «Две песни» ещё раз показывает, что причастия украшают нашу речь, делают повествование ярким и выразительным).

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения.

Регулятивные: саморегуляция.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в группах, развитие коммуникативные навыков; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Коммуникативные: формируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

1. Беседа.

- Что нового вы узнали о причастии и причастном обороте?

2. Приём «Микрофон».

- Что удалось на сегодняшнем уроке? Что вызвало затруднение?

- У кого из вас возникло желание продолжить изучение творчества А.С. Новикова-Прибоя?

3. Оценивание работы учащихся на уроке.

(Учащиеся оценивают личный вклад в решение коллективной проблемы урока через стандартную пятибалльную шкалу оценки).

4. Домашнее задание (на выбор):

· Написать сочинение о природе родного края, используя причастия и причастные обороты.

· Выписать примеры причастий и причастных оборотов из произведений А.С. Новикова-Прибоя (используя произведения сборника «Победитель бурь»).

Регулятивные: адекватное восприятие оценки своей работы учителем, товарищами.

Полный вариант статьи с приложениями во вложении (doc, 74KB) 


Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru