Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами
Автор: Петракова Екатерина Ивановна, учитель русского языка "Пичкиряевская ОШ" - филиал МКОУ "Придорожная СШ" им. А.С. Новикова - Прибоя, Сасовский район, Рязанская областьК УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой (Из опыта работы)
Цель: сформировать у учащихся умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.
Задачи:
- образовательные: систематизировать знания обучающихся о причастии и причастном обороте, познакомить учащихся с пунктуацией в предложениях с причастными оборотами; показать роль причастий в речи;
- развивающие: развивать коммуникативные, языковые, лингвистические компетенции учащихся, их творческие способности; способствовать развитию интереса к творчеству А.С. Новикова – Прибоя;
- воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку и литературе; прививать любовь к родной земле.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет А.С. Новикова – Прибоя, карточки с заданиями, текст рассказа А. С. Новикова – Прибоя «Две песни», толковый словарь.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организацион-ный момент |
Мотивация к началу урока. |
Регулятивные: саморегуляция |
2. Актуализация знаний |
1. Проверка домашнего задания. Работа над ошибками. 2. Беседа. - Что называется причастием? - Каким членом предложения является причастие? - Какую роль причастия играют в нашей речи? - Приведите примеры причастий, показывающих красоту осенней природы нашего края. |
|
3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. |
1. Работа по карточкам. Наблюдение. - Сравните два предложения. Что общего между ними? - Запишите эти предложения, выделите причастия, определите, есть ли у них зависимые слова. Незаметно тихо, как закатный ветерок, влюблённый в ночную сирень, родилась песня. За стеною исходила слезами и звуками обделённая на празднике жизни душа. (В обоих предложениях есть зависимые слова при причастиях). Делается вывод о структуре причастного оборота. - Чем различаются предложения? (В одном случае причастный оборот выделен запятыми, в другом – нет). - Сформулируйте тему урока (Знаки препинания при причастном обороте). - Материалом для работы на уроке станет рассказ писателя Алексея Силыча Новикова – Прибоя «Две песни». Родина писателя – село Матвеевское, находящееся в нескольких километрах от нас. Летом вы побывали в доме – музее писателя. Поэтому предлагаю сегодня окунуться в творческий мир Алексея Силыча.
Запись в тетради даты, темы урока.
2. Постановка учебной задачи. - Какова цель нашего урока и чему вы должны научиться? (Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами). |
Регулятивные: умение формулировать цели и задачи урока. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4. Применение знаний |
1. Выполнение тренировочных упражнений. - Составьте схему рассмотренных предложений, графически обозначьте причастные обороты и определяемые слова. Какой вывод о постановке знаков препинания можно сделать? (Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми). 2. Запись выведенного правила в тетрадь-справочник. 3. Выполнение тренировочных упражнений. - Запишите предложения, расставьте знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты и определяемые слова. 1. В сумерках окутавших комнату трауром грезил одинокий Сергей. 2. Перед усталым его взором тянулись угрюмой вереницей давние и недавние разочарования развеянные надежды загашенные жизнью гордые замыслы и намерения поникшей юности. 3. И протянулась надолго тишина проникнутая отзвуками песни. 4. И в объятии звуков пропитанных золотом зноя запахом цветов и моря думал он о той русской матери что в ином краю в иное время пела иную песню своему ребёнку. 5. Трепетала как ушибленная птица материнская скорбь в словах старых издавна печальных как родина её сложившая эту песню. 4. Наблюдение над языковыми особенностями рассказа (работа в группах.) - Какие средства художественной выразительности использует автор в рассказе? (Сравнения, эпитеты, устаревшие слова). 1-я группа. Заполните таблицу примерами сравнений из рассказа.
2-я группа. Выпишите примеры эпитетов.
3-я группа находит в тексте устаревшие слова и определяет их значение, пользуясь толковым словарём.
Согбенная (устарелое и высокое). О людях: сгорбленный, согнутый. Смежила – от смежить – сомкнуть, закрыть (глаза, веки). Схимница – монахиня, принявшая схиму – высшую монашескую степень, требующую выполнения суровых аскетических правил.
- Для чего автор использует эти средства художественной выразительности? (Они дают возможность читателю прочувствовать глубину искренней любви героя рассказа Сергея к Родине. Немаловажную роль в этом играют многочисленные сравнения, красивые эпитеты, некоторые из которых выражены причастиями. Пример рассказа А.С. Новикова-Прибоя «Две песни» ещё раз показывает, что причастия украшают нашу речь, делают повествование ярким и выразительным). |
Познавательные УУД: поиск и выделение информации. Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения.
Регулятивные: саморегуляция.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: работа в группах, развитие коммуникативные навыков; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами коммуникации.
Коммуникативные: формируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
|
5. Подведение итогов урока. Рефлексия |
1. Беседа. - Что нового вы узнали о причастии и причастном обороте? 2. Приём «Микрофон». - Что удалось на сегодняшнем уроке? Что вызвало затруднение? - У кого из вас возникло желание продолжить изучение творчества А.С. Новикова-Прибоя? 3. Оценивание работы учащихся на уроке. (Учащиеся оценивают личный вклад в решение коллективной проблемы урока через стандартную пятибалльную шкалу оценки). 4. Домашнее задание (на выбор): · Написать сочинение о природе родного края, используя причастия и причастные обороты. · Выписать примеры причастий и причастных оборотов из произведений А.С. Новикова-Прибоя (используя произведения сборника «Победитель бурь»). |
Регулятивные: адекватное восприятие оценки своей работы учителем, товарищами. |
Скачать вложение