Берегите наш город от мусора
Автор: Федосеева Ирина Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 140» г.РязаниОрганизованная образовательная деятельность для детей 5-6 лет
Программное содержание:
Расширение знаний детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека для её поддержания;
Формирование умения правильно классифицировать мусор по материалу и классу опасности;
Воспитания в детях культуры поведения на улицах города, умение соблюдать чистоту и порядок.
Активизация словаря: город Рязань, мусор, грязный, красивый, контейнеры, металл, стекло, бумага.
Обогащение словаря: свалка, мусоросжигательный завод, мусороперерабатывающий завод, ядовитый воздух, полигон, природные ресурсы.
Планируемый результат: сформированы элементарные представления о значимости чистоты природы в городе и способах её поддержания.
Предварительная работа: беседы «Что такое мусор», «Какой вред может нанести природе мусор», о родном городе. Рассматривание картинок по теме:
« Спецтранспорт нашего города». Знакомство детей с лэпбуком «Сортируем мусор» и занятия-практикумы по сортировке мусора.
Оборудование: панно из бросового материала «Свалка», фотографии с изображением свалок в Рязани, мусоросжигательного и мусороперерабатывающего заводов. Картинки с изображением уборки мусора. Лэпбук «Сортируем мусор» (см. Приложение). Разучивание с детьми пальчиковой игры «Прогулка по городу».
Ход деятельности
Часть |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Мотивационно-организационный этап
|
- Дети, давайте поиграем в игру с пальчиками: |
Дети стоят полукругом около воспитателя.
Имитация движений пальцами по тексту: «Шагают» пальчиками. Загибают поочередно пальчики, начиная с большого.
|
|
- Вы хотите узнать, что ещё мы можем увидеть в нашем городе?
|
Ответы детей |
Основная часть
|
- Скажите название города , в котором мы живём? - Расскажите о Рязани: какой наш город?
- Посмотрите на фотографию и скажите, как можно сказать о городе, если везде чисто и аккуратно? (Приложение 1. Рисунок №2) - На этой фотографии тоже наш город, но какой? Почему так думаете? (Приложение1. Рисунок №3 и № 4)
|
Отвечают на вопросы. Если дети затрудняются, воспитатель помогает. Предполагаемые ответы детей: - Рязань. Красивый. Большой. Любимый. Зелёный. Уютный.
- Чистый. - Грязный. Неуютный. Неубранный. Везде разбросан мусор. |
Беседа о неправильном поведении людей в природе-проблеме в нашем городе |
- Как называется скопление мусора? - Свалка. Что это? (Приложение 1. Рисунок №1)
- Как она появляется?
- Что мы видим на свалках?
- Каким становится наш город при таком поведении людей?
- Есть ли вред от свалок?
- А куда этот мусор позже исчезает ? - Куда его выбрасывают? - Хотите узнать, что с ним происходит дальше?
|
Индивидуальные повторения нового слова.
- Люди иногда выбрасывают мусор не в мусорное ведро или контейнер, а просто на улицу. На свалках видно пластмассовые бутылки, консервные банки, коробки, старые бытовые приборы , мебель , продукты. От этого становятся грязными улицы, вид улиц становится тоже некрасивым. - Засоряется почва, растениям труднее расти и дышать. Люди тоже дышат грязным воздухом от скопления старых вещей, о битое стекло можно пораниться. Транспорту не проехать в этом месте.
Предполагаемые ответы детей. Дети слушают рассказ воспитателя, сидя на стульях.
|
|
- Мусор выделяет ядовитые вещества, опасные для здоровья. Из мусорных баков его увозят машины за город на свалку. (Приложение 2. Рисунок №1 и № 4) |
- Мусор увозят на мусоровозной машине. Предполагаемые ответы. |
Рассказ о способах переработки мусора |
- Есть мусоросжигательные заводы, но они выделяют вредные вещества в воздух, и мы этим потом дышим. (Приложение 2.Рисунок №2) - Почему?
- Ещё бывают мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки материалов, получают новый материал. (Приложение 2. Рисунок №3). - Из вторичного сырья уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные ресурсы страны- воду, воздух, почву, растения, животных. (Приложение 3. Рисунок №1 и № 2 ). - Такая переработка мусора- безопасная для людей и мира природы. |
Дети слушают, рассматривают иллюстрации.
Высказывают свои предположения.
|
|
- Для чего во многих дворах Рязани стали устанавливать контейнеры разного цвета? - Что значит « сортировка мусора »? |
Отвечают на вопросы : - Для сортировки мусора.
- Распределение мусора по разному материалу и времени разложения |
|
- Расскажите, что в какой контейнер надо складывать?
|
Дети называют: - Оранжевый - опасные отходы, жёлтый - стекло, красный-металл, зелёный - бумага, синий-пластик, серый-пищевые отходы. |
Внесение лэпбука «Сортируем мусор». Дидактическая игра «Поможем жителям леса распределить мусор по контейнерам» |
- Давайте поиграем-поможем жителям леса разложить мусор по бакам. ( Приложение 4. Лэпбук «Сортируем мусор») |
Дети приглашаются к лэпбуку и распределяют картинки-предметы по кармашкам-«контейнерам». Проверка правильного выполнения с привлечением детей.
|
Переключение внимания детей на физкультминутку. |
- Вы- юные экологи! - Как вы думаете, как можем ещё помочь природе сделать наш город чистым? |
Предполагаемые ответы детей:
- Не мусорить. |
|
- Все ваши ответы -верны! - Предлагаю поиграть- показать, как умеем мусор собирать. |
Дети встают врассыпную на ковре. |
Физкультминутка «Мы по улице идём» |
- Мы по улице идём,
Раз — в ведро, а два - в корзину!
Если дружно потрудиться - |
Выполняют имитационные движения согласно тексту. |
Чтение детям стихотворения А.Усачёва «Мусорная фантазия»
|
«Не бросайте никогда корки, шкурки, палки-
Если мусорить сейчас,
Но когда летать начнут в садик на ракете –
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
- Что же вырастет в саду или в огороде,
И хотя мы в детский сад не летим в ракете, |
Слушают. |
Переключение на организованную образовательную деятельность «рисование» |
- Чтобы научить жителей нашего города беречь город от мусора, предлагаю вам придумать и раскрасить знак в природе «Соблюдайте чистоту!» и подарить знакомым и прохожим. |
Индивидуальные рассказы детей о том, какой знак они придумали. |
Заключительная часть
|
- Что вы узнали нового?
- Что вам особенно понравилось?
- Какое задание было для вас самым трудным?
- Где могут пригодиться вам знания о том, как сделать наш город чистым?
|
Предполагаемые ответы детей : - Мы узнали о том, почему наш город становится грязным. - Как можем беречь природу, город, своё здоровье, соблюдая правила поведения для поддержания чистоты. - Рассматривать новые картинки, играть. - Самым трудным заданием было назвать, как можно беречь город от мусора; придумать знак в природе. - Знания о бережном отношении в природе помогут нам поддерживать чистоту города и сохранить своё здоровье и жизнь растений и животных на земле. |
Литература
1. РЕСАЙКЛ_РЯЗАНЬ - экологическое объединение Рязани и области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://vk.com/recycle_rzn?ysclid=l7f47gh3qf513411386 (дата обращения: 21.08.2022).
2. Проведи экоурок. Стань экопросветителем и внеси вклад в сохранение родной природы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ecowiki.ru/ecourok/?ysclid=l7f3xe2ez0161247827 (дата обращения: 21.08.2022).
3. Общероссийские и международные экологические уроки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ecoclass.me (дата обращения: 21.08.2022).
4. Сетевое издание rzn.info [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.rzn.info/ (дата обращения: 21.08.2022).
5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры. – М: ТЦ Сфера,2004. – 144с.
6. Кольовска А., Феткулина А. Про отходы. Методические материалы в помощь воспитателям. – М:.Центр экономии ресурсов,2019. – 57 с.
7. Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 140», разработанная на основе примерной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.Конспект с приложением во вложении (pdf 800KB)
Скачать вложение