Что такое толерантность?
Автор: Ивонина А.И., ст. преподаватель кафедры ТиМСГО РИРО; Козлова Л.И., учитель истории и обществознания МОУ «Кораблинская средняя школа им. Героя РФ И.В. Сарычева»Сценарный план занятия
Предлагаемый сценарный план полностью или его фрагменты можно использовать как для проведения урока по обществознанию (темы «Демократия, ее ценности и признаки», «Социальный конфликт и пути его решения»), так и для проведения классного часа, посвященного Дню толерантности (терпимости), который отмечается 16 ноября. Учитывая возрастные особенности, в плане представлены материалы для работы как с обучающимися 5-7 классов, так и более старшими учениками.
Цель: дать общее представление о толерантности как одной из ценностей демократии.
Организация деятельности обучающихся направлена на достижение результатов:
Личностных:
- интериоризацию гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального общества;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Метапредметных:
- регулятивных - умения выдвигать версии решения проблемы;
- коммуникативных - умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками;
- познавательных - умения определять понятия, создавать обобщения излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
Предметных:
после работы над темой обучающиеся научатся:
- раскрывать на конкретных примерах основные черты такого принципа демократии, как толерантность;
получат возможность научиться:
- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку.
Основные понятия: демократия, толерантность, интолерантность, компромисс.
Работа проходит в группах.
1. Проблематизация.
Учащимся предлагается вспомнить, чем отличалось правление в Древней Греции, Новгородской земле от правления в других древних государствах? Как называлась данная система организации власти?
Слева на доске выписывается термин «демократия». Затем следует вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово?» На доске возникает примерно такая запись:
Демократиясвобода
личная свобода
свобода слова
свобода выбора
личная неприкосновенность и т.д.
Обращается внимание ребят на то, что, несмотря на бесспорность данного ассоциативного ряда, демократию, тем не менее, построить очень сложно. Почему?
Выслушиваются индивидуальные ответы, затем формулируется вывод: мы все разные, поэтому по-разному воспринимаем данные понятия. Для кого-то в словосочетании «личная свобода» важнее первая часть, для кого-то – понимание того, что, по словам Б. Шоу, «моя свобода размахивать кулаками заканчивается там, где начинается нос ближнего». Поэтому у демократии должна быть какая-то основа, база, благодаря которой мы можем прийти к общему пониманию основ демократии. Именно такой основой является толерантность (на доске в центре записывается тема урока).
2. Работа над понятием «толерантность».
Учитель отмечает, что понятие «толерантность» существует во многих языках. Группам дается задание: прочитать толкования данного понятия (см. Приложение 1) и подумать, какое им нравится больше и почему?
Следующим этапом предлагается работа над документом «Декларация принципов терпимости» (см. Приложение 2), после которой обучающиеся сравнивают свое понимание с трактовкой толерантности, закрепленной в документе, и корректируют полученные ранее знания. (Данный документ целесообразно изучать с учениками 8-11 классов, с ребятами более младшего возраста можно ограничиться изучением толкований понятия.)
3. Причины социальной интолерантности.
После обсуждение понятия предлагается ответить на вопрос: «Толерантность – это терпимость. Терпимость к чему?»
Ответы учащихся вновь выписываются на доске. Они могут выглядеть примерно следующим образом:
Терпимостьк иной религии
к иному образу жизни
к поведению
к иной манере одеваться и т.д.
Вопрос учителя: «Из нашей повседневной жизни мы знаем, что и сами-то не всегда бываем толерантны. Почему? И как вы считаете: можно ли это связать с понятием биосоциальной сущности человека?»
После обсуждения вопроса предлагается сравнить свое мнение и мнение автора следующего документа (Приложение 3) (Данный вид работы также целесообразно проводить с учениками 8-11 классов.)
Работа проводится сначала индивидуально по методу «заметки на полях», т.е. слушатели должны прочитать текст и на полях сделать пометки следующими значками: «+» - узнал новое;
«!» - думал иначе;
«v» - не совсем согласен;
«?» - требуются дополнительные разъяснения (пометки могут быть и другими, по договоренности со слушателями).
Затем в группах проходит обсуждение текста, в результате чего, во-первых, должны быть сняты по возможности все «?», а во-вторых, намечены наиболее интересные общие вопросы для мини-дискуссии «v».
После небольшой дискуссии учащиеся должны сформулировать вывод, подтверждающий положение о двойственной, биосоциальной природе человека, который можно оформить в виде схемы:
Причины интолерантности
Биологические (неприятие «инаковости», чужаков в мире животных) |
Социальные (недостаточный уровень знаний, воспитанности, духовности) |
4. Наша жизнь без толерантности.
Предлагается представить окружающую действительность без толерантности. Для этого группам дается задание вспомнить (смоделировать) ситуации из нашей повседневной жизни, при которых не был соблюден принцип толерантности. К чему же это приводит?
1 группе предлагается представить такую ситуацию из семейной жизни;
2 группе – из жизни школы;
3 группе – в решении религиозных проблем;
4 группе – в национальном вопросе.
После заслушивания групп как вывод звучит мысль о том, что любая нетерпимость приводит к конфликту (термин записывается на доске).
Затем каждая группа получает задание решить представленную ими конфликтную ситуацию предложенным способом и разъяснить остальным слушателям суть данного способа при помощи схемы, рисунка, сценки и т.д. (сочетание методов «учимся сообща» и «малый проект»).
1 группа представляет компромисс как способ выхода из конфликтной ситуации;
2 группа – силовое решение проблемы;
3 группа – правовое решение вопроса;
4 группа – переговоры
При защите проектов на доске вывешиваются схемы, рисунки, которые представляют участники групп.
5. Рефлексия.
В качестве рефлексивного момента предлагается написать небольшое эссе о толерантности, составить синквейн с данным понятием, нарисовать эмблему толерантности, подобрать эпиграф к уроку (Приложение 4).
Полный вариант статьи во вложении (doc, 36KB)
Скачать вложение