РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6 – 7 лет

Автор: Пименова Светлана Владимировна

Педагогический проект

"Даже мгновенное озарение
может стать той первой искрой,
 из которой рано или поздно
 возгорится пламя творческого поиска".
В. Ф. Шаталов

sinkvein_pimenova.jpg


Информационная карта проекта

Название проекта: «Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6 – 7 лет»
Автор проекта: Пименова Светлана Владимировна, учитель-логопед
Продолжительность проекта: среднесрочный (1 месяц)
Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности: инновационный
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы с нарушениями речи
Возраст детей: 6-7 лет
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется лаконичностью, сухостью в высказываниях, лишенной образности, яркости, а также трудностью в выделении главной мысли с облачением в речевую форму.
Цель проекта: научить детей составлять синквейны и рассказывать их
Задачи проекта:
  •  Развивать у детей 6-7 лет образное мышление и память.
  •  Развивать способности резюмировать информацию; умения излагать сложные идеи, чувства короткой фразой.
  •  Обогащения понятийного запаса.
  •  Обогащение словарного запаса слов.
  •  Умение выделять главную мысль с облачением в речевую форму.
  •  Умение анализировать.
  •  Развитие эстетики и культуры речи.
  •  Развитие гибкого нестандартного мышления у детей.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: творческий отчет
Название итогового мероприятия проекта: презентация проекта и открытое занятие «Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6 – 7 лет»
Продукт проекта
  •  Обогащения понятийного запаса у детей
  •  Обогащение словарного запаса слов
  •  Умение выделять главную мысль с облачением в речевую форму
  •  Умение анализировать
  •  Развитие эстетики речи
  •  Развитие культуры речи
  •  Развитие гибкого нестандартного мышления
Ожидаемые результаты по проекту: цель достигнута, поставленные задачи реализованы, достигнут устойчивый положительный результат. Мы пришли к выводу, что использование синквейнов в работе с детьми коррекционной группы способствует:
  •  Расширению и активизации объема словаря.
  •  Формированию структуры значения слова.
  •  Развитию лексической системности и семантических полей.
  •  Развитию словообразования.
  •  Уточнению грамматического значения слова.
  •  Реализации умений и способностей.
  •  Активизации познавательной деятельности.
  •  Обучению синтезу, обобщению и анализу различных понятий.
  •  Развитию свободного творчества.
  •  Развитию образного мышления.
  •  Способности резюмировать информацию.
  •  Умению излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Краткое содержание проекта

Подготовительный этап

Планирование:

1. Знакомство с понятием «синквейн»
2. Обучение составлению синквейна
3. Творческий отчет

Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американсеой поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трех строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Например:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
Синквейн, как и хоку, несет определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.
Создание синквейна предполагает умение детей пользоваться наглядно-графическим моделированием лингвистических единиц, в старших группах пользоваться умением печатать буквами, знаниями построения предложений, навыками послогового чтения и осознания
прочитанного текста.
Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Коррекционная работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.
Дети знакомятся с понятиями «слово»:
  •  «слова-предметы»
  •  «слова-предметы неживые»
  •  «слова-предметы живые»
  •  «слова-признаки»
  •  «слова-действия»
Наглядно-графические схемы помогают детям быстрее усвоить эти понятия.
Работа строится по определенной схеме:
1. Называние слов-предметов живых.
2. Называние слов-предметов неживых.
3. Постановка вопросов к каждому слову:
Кто это?
Что это?
Какой? Какая? Какие?
Что делает?
Что делал (а)?
4.Добиваться от детей нескольких ответов (Самолет – летит, взлетает, приземляется, разгоняется, прилетает…)
5.Называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (рыжая, пушистая, шустрая, хитрая – лиса)
6.Нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце. яркое, светит)
Деятельностный этап

После того, как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова), их представление подводим к понятию о предложении, его структуре.
Правила составления синквейна:
  •  Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идет речь).
  •  Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  •  Третья строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  •  Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  •  Пятая строка – последняя.
Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно

Завершающий этап

Образцы детских сочинений в рамках изучения лексических тем:

Лексическая тема «Весна»
Весна.
Солнечная, теплая.
Наступает, греет, радует.
Я люблю весну!
Трава.
Лексическая тема «Космос»
Планета.
Яркая, далекая.
Светит, радует, влечет.
Я хочу полететь в космос.
Звезда.

Таким образом, закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.
Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения .
Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости, поэтому к концу года среди детей наиболее освоивших грамматическое значение слова было решено проведение занятий по составлению синквейна.
Сравнительная диаграмма:
pimenova1.jpg
Учебно-методические разработки (doc, 27KB)

Полный вариант статьи во вложении (doc, 2.1MB)




Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru