Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6 – 7 лет
Автор: Пименова Светлана ВладимировнаПедагогический проект
"Даже мгновенное озарение
может стать той первой искрой,
из которой рано или поздно
возгорится пламя творческого поиска".
может стать той первой искрой,
из которой рано или поздно
возгорится пламя творческого поиска".
В. Ф. Шаталов
Информационная карта проекта
Название проекта: «Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6 – 7 лет»
Автор проекта: Пименова Светлана Владимировна, учитель-логопед
Продолжительность проекта: среднесрочный (1 месяц)
Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности: инновационный
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы с нарушениями речи
Возраст детей: 6-7 лет
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется лаконичностью, сухостью в высказываниях, лишенной образности, яркости, а также трудностью в выделении главной мысли с облачением в речевую форму.
Цель проекта: научить детей составлять синквейны и рассказывать их
Задачи проекта:
Название итогового мероприятия проекта: презентация проекта и открытое занятие «Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6 – 7 лет»
Продукт проекта
Подготовительный этап
Планирование:
1. Знакомство с понятием «синквейн»
2. Обучение составлению синквейна
3. Творческий отчет
Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американсеой поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трех строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Например:
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.
Создание синквейна предполагает умение детей пользоваться наглядно-графическим моделированием лингвистических единиц, в старших группах пользоваться умением печатать буквами, знаниями построения предложений, навыками послогового чтения и осознания
прочитанного текста.
Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Коррекционная работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.
Дети знакомятся с понятиями «слово»:
Работа строится по определенной схеме:
1. Называние слов-предметов живых.
2. Называние слов-предметов неживых.
3. Постановка вопросов к каждому слову:
Кто это?
Что это?
Какой? Какая? Какие?
Что делает?
Что делал (а)?
4.Добиваться от детей нескольких ответов (Самолет – летит, взлетает, приземляется, разгоняется, прилетает…)
5.Называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (рыжая, пушистая, шустрая, хитрая – лиса)
6.Нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце. яркое, светит)
Деятельностный этап
После того, как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова), их представление подводим к понятию о предложении, его структуре.
Правила составления синквейна:
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно
Завершающий этап
Образцы детских сочинений в рамках изучения лексических тем:
Наступает, греет, радует.
Я люблю весну!
Яркая, далекая.
Светит, радует, влечет.
Я хочу полететь в космос.
Звезда.
Таким образом, закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.
Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения .
Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости, поэтому к концу года среди детей наиболее освоивших грамматическое значение слова было решено проведение занятий по составлению синквейна.
Сравнительная диаграмма:
Учебно-методические разработки (doc, 27KB)
Полный вариант статьи во вложении (doc, 2.1MB)
Информационная карта проекта
Название проекта: «Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6 – 7 лет»
Автор проекта: Пименова Светлана Владимировна, учитель-логопед
Продолжительность проекта: среднесрочный (1 месяц)
Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности: инновационный
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы с нарушениями речи
Возраст детей: 6-7 лет
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется лаконичностью, сухостью в высказываниях, лишенной образности, яркости, а также трудностью в выделении главной мысли с облачением в речевую форму.
Цель проекта: научить детей составлять синквейны и рассказывать их
Задачи проекта:
- Развивать у детей 6-7 лет образное мышление и память.
- Развивать способности резюмировать информацию; умения излагать сложные идеи, чувства короткой фразой.
- Обогащения понятийного запаса.
- Обогащение словарного запаса слов.
- Умение выделять главную мысль с облачением в речевую форму.
- Умение анализировать.
- Развитие эстетики и культуры речи.
- Развитие гибкого нестандартного мышления у детей.
Название итогового мероприятия проекта: презентация проекта и открытое занятие «Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6 – 7 лет»
Продукт проекта
- Обогащения понятийного запаса у детей
- Обогащение словарного запаса слов
- Умение выделять главную мысль с облачением в речевую форму
- Умение анализировать
- Развитие эстетики речи
- Развитие культуры речи
- Развитие гибкого нестандартного мышления
- Расширению и активизации объема словаря.
- Формированию структуры значения слова.
- Развитию лексической системности и семантических полей.
- Развитию словообразования.
- Уточнению грамматического значения слова.
- Реализации умений и способностей.
- Активизации познавательной деятельности.
- Обучению синтезу, обобщению и анализу различных понятий.
- Развитию свободного творчества.
- Развитию образного мышления.
- Способности резюмировать информацию.
- Умению излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Краткое содержание проекта
Подготовительный этап
Планирование:
1. Знакомство с понятием «синквейн»
2. Обучение составлению синквейна
3. Творческий отчет
Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американсеой поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трех строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Например:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
Синквейн, как и хоку, несет определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.
Создание синквейна предполагает умение детей пользоваться наглядно-графическим моделированием лингвистических единиц, в старших группах пользоваться умением печатать буквами, знаниями построения предложений, навыками послогового чтения и осознания
прочитанного текста.
Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Коррекционная работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.
Дети знакомятся с понятиями «слово»:
- «слова-предметы»
- «слова-предметы неживые»
- «слова-предметы живые»
- «слова-признаки»
- «слова-действия»
Работа строится по определенной схеме:
1. Называние слов-предметов живых.
2. Называние слов-предметов неживых.
3. Постановка вопросов к каждому слову:
Кто это?
Что это?
Какой? Какая? Какие?
Что делает?
Что делал (а)?
4.Добиваться от детей нескольких ответов (Самолет – летит, взлетает, приземляется, разгоняется, прилетает…)
5.Называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (рыжая, пушистая, шустрая, хитрая – лиса)
6.Нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце. яркое, светит)
Деятельностный этап
После того, как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова), их представление подводим к понятию о предложении, его структуре.
Правила составления синквейна:
- Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идет речь).
- Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
- Третья строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
- Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
- Пятая строка – последняя.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно
Завершающий этап
Образцы детских сочинений в рамках изучения лексических тем:
Лексическая тема «Весна»
Весна.
Солнечная, теплая.
Наступает, греет, радует.
Я люблю весну!
Трава.
Лексическая тема «Космос»
Планета.
Яркая, далекая.
Светит, радует, влечет.
Я хочу полететь в космос.
Звезда.
Таким образом, закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.
Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения .
Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости, поэтому к концу года среди детей наиболее освоивших грамматическое значение слова было решено проведение занятий по составлению синквейна.
Сравнительная диаграмма:
Учебно-методические разработки (doc, 27KB)
Полный вариант статьи во вложении (doc, 2.1MB)
Скачать вложение